С 1 января 2018 г. вступили в силу основные положения Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376), которые внесли изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510 (Далее по тексту статьи будем ссылаться на Указ № 510, подразумевая его последнюю редакцию (примеч. ред.))). Исходя из этого государственный контроль (надзор) в настоящее время может осуществляться в форме:
1) выборочной проверки;
2) внеплановой проверки;
3) мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;
4) мер профилактического и предупредительного характера.
В данной статье рассмотрим ключевые моменты проведения выборочных проверок органами и учреждениями государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора). Вначале обозначим правомочность указанных органов в сфере государственного контроля (надзора).
Правомочность органов госсаннадзора в сфере проведения проверок
О правомочности проведения проверки. Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если он включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510 (далее — Перечень).
В новой редакции указанного перечня органы госсаннадзора указаны в п. 8.
Органы госсаннадзора указаны также в п. 1 перечня органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)*.
* Установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)» (далее — постановление № 131).
Правомочиями по проведению проверок обладают следующие органы госсаннадзора:
1) государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»;
2) областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья;
3) Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии*.
* ст. 32 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санэпидблагополучии), п. 1 постановления № 131.
О сфере контроля (надзора). Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа (ч. 5 п. 1 Указа № 510).
В п. 8 Перечня Министерство здравоохранения Республики Беларусь тоже указано в качестве органа, наделенного правом проводить проверки. Поэтому следует учитывать также закрепленную за ним сферу контроля (надзора).
Здесь же определена сфера контроля (надзора) органов госсаннадзора.
Справочно: государственный санитарный надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, осуществляемая в целях охраны здоровья и среды обитания человека (п. 1 Закона о санэпидблагополучии).
Напомним, что госсаннадзор включает в себя комплекс мероприятий, в число которых также входит проведение проверок организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, по вопросам соблюдения ими законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 32 Закона о санэпидблагополучии).
Справочно: в настоящее время ведется работа по приведению Закона о санэпидблагополучии в соответствие с Указом № 510 и Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».
Таким образом, правомочность органов госсаннадзора подтверждается включением их в Перечень, который также определяет сферу их контроля (надзора). Далее рассмотрим основные моменты, связанные с проведением выборочных проверок.
Проведение выборочных проверок
При проведении выборочных проверок должностные лица органов госсаннадзора должны обязательно учитывать:
- принципы осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- периодичность проведения и порядок назначения выборочных проверок;
- предоставленные им права и определенные для них обязанности при проведении проверок;
- установленную ответственность за нарушение законодательства о контрольной (надзорной деятельности).
Рассмотрим перечисленные вопросы подробнее.
Принципы осуществления контрольной (надзорной) деятельности
Данные принципы приведены в п. 3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее — Положение о проверках).
Перечислим те из них, которые относятся непосредственно к назначению и проведению проверок:
- принцип законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
- принцип открытости информации о включении проверяемых субъектов в план выборочных проверок на предстоящий период;
- принцип презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
- принцип равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
- принцип предупреждения совершения правонарушений;
- принцип ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
Назначение выборочных проверок
При назначении выборочных проверок следует учитывать установленные Указом № 510:
1) основания для назначения выборочной проверки;
2) периодичность проведения выборочных проверок.
Основания. Выборочная проверка может быть назначена с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов и на основании результатов имеющейся у контрольного (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами контроля (надзора) (ч. 2 п. 9 Указа № 510).
Указанные критерии оценки степени риска утверждаются государственными органами (организациями), указанными в ч. 1 п. 15 Положения о проверках, на основании методики формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2018 г. № 43 (далее — Методика).
Согласно п. 3 Методики система оценки степени риска включает:
- выявление риска;
- определение субъектов с риском;
- определение и согласование с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности критериев оценки степени риска;
- оценку степени риска;
- определение субъектов с высокой степенью риска;
- анализ имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, а в случаях, установленных законодательством, сбор дополнительной информации о субъектах с высокой степенью риска;
- анализ возможности выявления и (или) устранения нарушений субъектами с высокой степенью риска нарушения законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки;
- отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок.
При назначении выборочной проверки должностные лица органов госсаннадзора должны учитывать также информацию, полученную:
- от проверяемого субъекта по контрольному списку вопросов (чек-листу);
Справочно: органы госсаннадзора обязаны применять чек-листы, поскольку указаны в п. 3 перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы) (Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1147.).
- в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
- от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
- от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.
Также должностные лица органов госсаннадзора должны учитывать административные данные.
Выборочная проверка может быть проведена при ее включении в план выборочных проверок (ч. 1, 2 п. 9 Указа № 510).
Периодичность. С учетом внесенных в Указ № 510 изменений следует принимать во внимание следующие правила проведения выборочных проверок.
Не допускается:
- проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одной и той же организации одним проверяющим органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями);
- проведение выборочных проверок в течение двух лет с момента, указанного в п. 7 Указа № 510, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 данного Указа;
- проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года.
При назначении проверок также важно учитывать исчисление сроков. С учетом внесенных в Указ № 510 изменений календарные периоды для назначения выборочной проверки исчисляются:
- с года окончания предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки (включая этот год), проведенной как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями);
- с момента истечения срока, предусмотренного в п. 7 Указа № 510, при отсутствии предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки.
Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля (п. 10 Указа № 510).
Права органов госсаннадзора при проведении выборочной проверки
Общие права всех контролирующих (надзорных) органов и проверяющих определены в п. 4–6 Положения о проверках.
Права органов госсаннадзора и их должностных лиц определены также в ст. 33, 34 Закона о санэпидблагополучии и включают в себя:
1) права:
- предъявлять к организациям, их обособленным подразделениям, имеющим учетный номер плательщика, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям, а также к физическим лицам, осуществляющим нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, требования о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, об устранении нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществлять контроль за выполнением этих требований;
- запрещать обращение продукции в случае несоответствия ее требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения;
- при наличии оснований направлять в установленном порядке материалы о нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в правоохранительные органы;
- направлять нанимателям предложения о применении мер дисциплинарного воздействия к виновным должностным лицам, действия (бездействие) которых повлекли причинение вреда или иные тяжкие последствия из-за нарушения законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- приостанавливать выполнение работ и оказание услуг в случае выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающих угрозу жизни и здоровью населения;
2) обязанности:
- своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза;
- сохранять государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
- исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.
Ответственность должностных лиц органов госсаннадзора
Указ № 376 вводит административную ответственность должностных лиц проверяющих органов за совершение грубых нарушений при проведении проверок.
Согласно п. 23-1, которым дополнен Указ № 510, к грубым нарушениям, совершенным должностным лицом проверяющего органа, отнесены:
- невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);
- отсутствие оснований назначения проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверки;
- проверка выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции проверяющего органа, проводящего проверку;
- требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
- отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;
- непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о проверках.
Заключение
Таким образом, с 1 января 2018 года вместо плановых будут назначаться выборочные проверки с учетом вышеизложенной специфики их назначения и проведения.
В соответствии с п. 13 Указа № 376 планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. будут сформированы Комитетом государственного контроля и размещены на сайте Комитета в сети Интернет до 15 декабря 2018 г.