Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

В статье в форме мини-алгоритмов рассмотрены ключевые вопросы подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должностными лицами органов и учреждений государственного санитарного надзора.

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

4327 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подготовка дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией административного процесса и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств совершения административного правонарушения после его выявления в целях правильного разрешения вопроса о необходимости составления протокола об административном правонарушении.

Вопросы подготовки дела об административном правонарушении (далее — дело) регулируются главой 10 ПИКоАП.

Значение стадии подготовки дела к рассмотрению. Значение рассматриваемой стадии административного процесса состоит в том, что с помощью совершаемых в рамках нее процессуальных действий представляется возможным установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а именно:

1) наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);

2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;

3) виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;

4) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;

5) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

Различие. Следует разграничивать стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению от подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Подготовка к рассмотрению дела является одним из этапов стадии административного процесса, следующей за рассматриваемой — стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которая регулируется главой 11 ПИКоАП.

В рамках подготовки к рассмотрению дела должностное лицо органа, ведущего административный процесс:

  • устанавливает, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
  • выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
  • истребует необходимые дополнительные материалы;
  • извещает лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения (ст. 11.1 ПИКоАП).

Начало подготовки дела к рассмотрению

ПИКоАП связывает подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению с моментом составления определенных процессуальных документов.

Так, в соответствии со ст. 9.5 ПИКоАП при наличии поводов (Соколовская Т. «Поводы к началу административного процесса должностными лицами органов государственного санитарного надзора», № 12 (2017), с. 27.) и оснований (Соколовская Т. «Основания для начала административного процесса и обстоятельства, его исключающие», № 1 (2018), с. 30) для начала административного процесса процесс считается начатым с момента:

  • составления протокола об административном правонарушении;
  • составления протокола о процессуальном действии;
  • вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с ч. 2–3-1 ст. 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Установление момента начала административного процесса имеет большое значение, поскольку с ним закон связывает начало течения определенных процессуальных сроков.

Сроки подготовки дела к рассмотрению

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных правонарушениях против экологической безопасности (ст. 15.5115.53 КоАП) не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса (ч. 1 ст. 10.1 ПИКоАП). 

Следует отметить, что указанные выше сроки являются процессуальными, ане давностными в отличие, например, от сроков наложения административных взысканий (ст. 7.6 КоАП) — истечение последних является обстоятельством, исключающим административный процесс (п. 3 ч. 1 и 2 ст. 9.6 ПИКоАП). 

При истечении процессуальных сроков ведение административного процесса продолжается.

Приостановление (возобновление) подготовки дела. В то же время подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:

1) при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;

2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;

3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, — до установления указанного лица.

Если отпали перечисленные выше обстоятельства приостановки, подготовка дела к рассмотрению возобновляется.

О приостановлении (возобновлении) подготовки дела к рассмотрению должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выносит мотивированное постановление (ч. 2–4 ст. 10.1 ПИКоАП).

От редакции
Образец постановления о приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению вы можете скачать по ссылке.

Содержание стадии подготовки дела к рассмотрению

В стадии подготовки дела к рассмотрению выделяют три подстадии:

1. Установление фактических обстоятельств по делу.

2. Составление протокола об административном правонарушении либо прекращение дела об административном правонарушении.

3. Направление дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, компетентные его рассматривать.

Рассмотрим каждую из подстадий подробнее.

1. Установление фактических обстоятельств по делу

На стадии подготовки дела к рассмотрению органам государственного санитарного надзора необходимо принять меры по собиранию, проверке и оценке доказательств, входящих в предмет доказывания, в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

К источникам доказательств относятся:

  • объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля;
  • заключение эксперта;
  • вещественное доказательство;
  • протокол об административном правонарушении;
  • протокол процессуального действия;
  • документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и иными законодательными актами (ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП).

Собирание доказательств — это деятельность по обнаружению и процессуальному закреплению фактических данных, имеющих отношение к делу об административном правонарушении.

Основными способами собирания доказательств в сфере деятельности органов госсаннадзора являются опрос и осмотр.

Опрос — это получение ответов (объяснений) на вопросы, поставленные должностным лицом, ведущим административный процесс.

Порядок проведения и оформления опроса определен ст. 10.1010.12 ПИКоАП.

Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля составляется протокол опроса (ч. 1 ст. 10.12 ПИКоАП).

Осмотр — визуальное обозрение места совершения правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов. Причиной проведения осмотра является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе такого действия могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Порядок проведения и оформления опроса определен ст. 10.13 ПИКоАП.

О проведении осмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 8 ст. 10.13 ПИКоАП).

От редакции
Образец протокола опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс вы можете скачать по ссылке.

Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.

Оценка доказательств — это мыслительная деятельность должностного лица, ведущего административный процесс, целью которой является определение относимости, допустимости, достоверности и достаточности всех собранных доказательств в совокупности для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 6.13ст. 6.14 ПИКоАП).

На стадии подготовки дела к рассмотрению должностное лицо органа, ведущего административный процесс, решает также следующие задачи:

1) обеспечивает ознакомление участников административного процесса, защищающих свои или представляемые права и интересы, а также иных участников административного процесса с составленными процессуальными документами с проставлением в них соответствующей отметки.

При отказе лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля, понятого, переводчика или другого лица, участвующего в производстве процессуального действия, от подписания протокола об административном правонарушении, другого процессуального документа, когда их подпись обязательна, об этом делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ (ст. 10.5 ПИКоАП);

2) разъясняет участникам административного процесса их права и обеспечивает возможность их реализации. О разъяснении указанных прав должна быть сделана отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

Также должностное лицо, ведущее административный процесс, разъясняет участникам их обязанности;

3) разрешает ходатайства участников административного процесса. Порядок рассмотрения и разрешения ходатайств определен ст. 10.7 ПИКоАП;

4) принимает решение о применении технических средств фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств (звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка), в т.ч. по ходатайству участников административного процесса, а также уведомляет указанных лиц об их применении.

О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении (ст. 10.4 ПИКоАП);

5) осуществляет вызов лиц, участвующих в административном процессе, для проведения необходимых процессуальных действий. Указанные лица вызываются повесткой, которая может быть направлена по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи. Порядок ее вручения (направления), а также требования к ее реквизитам определены ст. 10.9 ПИКоАП;

От редакции
Образец повестки вы можете скачать по ссылке.

6) обеспечивает принудительный при-вод физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля в случае их неявки по вызову без уважительной причины.

От редакции
Образец постановления о производстве привода вы можете скачать по ссылке.

Привод обеспечивается силами органов внутренних дел. В случае невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.

О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить орган госсаннадзора (ст. 8.12 ПИКоАП);

7) обеспечивает соблюдение режима неразглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении (ст. 10.8 ПИКоАП).

2. Составление протокола об административном правонарушении либо прекращение дела об административном правонарушении

В соответствии со ст. 10.26 ПИКоАП и применительно к сфере госсаннадзора подготовка дела об административном правонарушении может заканчиваться:

1) составлением протокола об административном правонарушении;

2) прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в ст. 9.6 ПИКоАП, либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, установленные ст. 10.1 ПИКоАП (в практике таких случае не было), либо в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 КоАП.

Об окончании подготовки дела для рассмотрения либо о прекращении дела должны быть уведомлены лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший (если имеется), их законные представители или представители, защитник.

Указанным лицам разъясняется их право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 10.26 ПИКоАП).

От редакции
Образец уведомления об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения вы можете скачать по ссылке.

Порядок ознакомления и направления материалов по делу об административном правонарушении определен ст. 10.28,10.29 ПИКоАП.

Перечень должностных лиц органов госсаннадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 74.

Формы протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 февраля 2007 г. № 17. Следует отметить, что в сфере госсаннадзора утвержденная данным постановлением форма постановления по делу об административном правонарушении может использоваться и при вынесении постановлений о прекращении производства по делу.

Перечень реквизитов, которые должно содержать постановление о прекращении производства по делу, определен ст. 10.27 ПИКоАП. Порядок обжалования постановления о прекращении производства по делу определен в главе 7 ПИКоАП.

Следует также учитывать случай, предусмотренный ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, когда протокол об административном правонарушении не составляется.

Фактически данный этап процессуальной деятельности завершает стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

3. Направление дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, компетентные его рассматривать

При установлении на этапе подготовки дела к рассмотрению того, что оно не подведомственно органу госсаннадзора, дело направляется в орган, уполномоченный его рассматривать, в течение пяти суток с момента окончания подготовки дела к рассмотрению.

Заключение

Стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является ключевой для процесса доказывания по делу об административном правонарушении. Именно в ходе подготовки дела к рассмотрению должностные лица органов госсаннадозора, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществляют сбор и закрепление доказательств, создавая основу для последующего справедливого и обоснованного решения по делу.

4327 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Особенности применения мер административно-правового принуждения при проведении мероприятий технического характера

Руководитель. Здравоохранение № 4 (112) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 791
• • •

Комментарий к приказу Минздрава об обращении белья в организациях здравоохранения

С 1 мая 2024 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.11.2023 № 1613 «О порядке обращения белья в организациях здравоохранения».
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 380
• • •

Неотложная помощь при психических расстройствах: действия медицинской сестры

Медицинские сестры достаточно часто сталкиваются с пациентами, имеющими различные психические расстройства и требующими неотложной помощи. Такие ситуации могут возникать...
Главная медицинская сестра № 1 (37) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1058
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок