Подготовка дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией административного процесса и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств совершения административного правонарушения после его выявления в целях правильного разрешения вопроса о необходимости составления протокола об административном правонарушении.
Вопросы подготовки дела об административном правонарушении (далее — дело) регулируются главой 10 ПИКоАП.
Значение стадии подготовки дела к рассмотрению. Значение рассматриваемой стадии административного процесса состоит в том, что с помощью совершаемых в рамках нее процессуальных действий представляется возможным установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а именно:
1) наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;
3) виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;
4) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
5) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
Различие. Следует разграничивать стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению от подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Подготовка к рассмотрению дела является одним из этапов стадии административного процесса, следующей за рассматриваемой — стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, которая регулируется главой 11 ПИКоАП.
В рамках подготовки к рассмотрению дела должностное лицо органа, ведущего административный процесс:
- устанавливает, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
- выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
- истребует необходимые дополнительные материалы;
- извещает лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения (ст. 11.1 ПИКоАП).
Начало подготовки дела к рассмотрению
ПИКоАП связывает подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению с моментом составления определенных процессуальных документов.
Так, в соответствии со ст. 9.5 ПИКоАП при наличии поводов (Соколовская Т. «Поводы к началу административного процесса должностными лицами органов государственного санитарного надзора», № 12 (2017), с. 27.) и оснований (Соколовская Т. «Основания для начала административного процесса и обстоятельства, его исключающие», № 1 (2018), с. 30) для начала административного процесса процесс считается начатым с момента:
- составления протокола об административном правонарушении;
- составления протокола о процессуальном действии;
- вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с ч. 2–3-1 ст. 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.
Установление момента начала административного процесса имеет большое значение, поскольку с ним закон связывает начало течения определенных процессуальных сроков.
Сроки подготовки дела к рассмотрению
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных правонарушениях против экологической безопасности (ст. 15.51–15.53 КоАП) не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса (ч. 1 ст. 10.1 ПИКоАП).
Следует отметить, что указанные выше сроки являются процессуальными, ане давностными в отличие, например, от сроков наложения административных взысканий (ст. 7.6 КоАП) — истечение последних является обстоятельством, исключающим административный процесс (п. 3 ч. 1 и 2 ст. 9.6 ПИКоАП).
При истечении процессуальных сроков ведение административного процесса продолжается.
Приостановление (возобновление) подготовки дела. В то же время подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:
1) при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;
2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;
3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, — до установления указанного лица.
Если отпали перечисленные выше обстоятельства приостановки, подготовка дела к рассмотрению возобновляется.
О приостановлении (возобновлении) подготовки дела к рассмотрению должностное лицо органа, ведущего административный процесс, выносит мотивированное постановление (ч. 2–4 ст. 10.1 ПИКоАП).
От редакции
Образец постановления о приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению вы можете скачать по ссылке.
Содержание стадии подготовки дела к рассмотрению
В стадии подготовки дела к рассмотрению выделяют три подстадии:
1. Установление фактических обстоятельств по делу.
2. Составление протокола об административном правонарушении либо прекращение дела об административном правонарушении.
3. Направление дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, компетентные его рассматривать.
Рассмотрим каждую из подстадий подробнее.
1. Установление фактических обстоятельств по делу
На стадии подготовки дела к рассмотрению органам государственного санитарного надзора необходимо принять меры по собиранию, проверке и оценке доказательств, входящих в предмет доказывания, в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.
К источникам доказательств относятся:
- объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля;
- заключение эксперта;
- вещественное доказательство;
- протокол об административном правонарушении;
- протокол процессуального действия;
- документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП и иными законодательными актами (ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП).
Собирание доказательств — это деятельность по обнаружению и процессуальному закреплению фактических данных, имеющих отношение к делу об административном правонарушении.
Основными способами собирания доказательств в сфере деятельности органов госсаннадзора являются опрос и осмотр.
Опрос — это получение ответов (объяснений) на вопросы, поставленные должностным лицом, ведущим административный процесс.
Порядок проведения и оформления опроса определен ст. 10.10–10.12 ПИКоАП.
Об опросе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля составляется протокол опроса (ч. 1 ст. 10.12 ПИКоАП).
Осмотр — визуальное обозрение места совершения правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов. Причиной проведения осмотра является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе такого действия могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок проведения и оформления опроса определен ст. 10.13 ПИКоАП.
О проведении осмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 8 ст. 10.13 ПИКоАП).
От редакции
Образец протокола опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс вы можете скачать по ссылке.
Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.
Оценка доказательств — это мыслительная деятельность должностного лица, ведущего административный процесс, целью которой является определение относимости, допустимости, достоверности и достаточности всех собранных доказательств в совокупности для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 6.13, ст. 6.14 ПИКоАП).
На стадии подготовки дела к рассмотрению должностное лицо органа, ведущего административный процесс, решает также следующие задачи:
1) обеспечивает ознакомление участников административного процесса, защищающих свои или представляемые права и интересы, а также иных участников административного процесса с составленными процессуальными документами с проставлением в них соответствующей отметки.
При отказе лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля, понятого, переводчика или другого лица, участвующего в производстве процессуального действия, от подписания протокола об административном правонарушении, другого процессуального документа, когда их подпись обязательна, об этом делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ (ст. 10.5 ПИКоАП);
2) разъясняет участникам административного процесса их права и обеспечивает возможность их реализации. О разъяснении указанных прав должна быть сделана отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.
Также должностное лицо, ведущее административный процесс, разъясняет участникам их обязанности;
3) разрешает ходатайства участников административного процесса. Порядок рассмотрения и разрешения ходатайств определен ст. 10.7 ПИКоАП;
4) принимает решение о применении технических средств фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств (звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемка), в т.ч. по ходатайству участников административного процесса, а также уведомляет указанных лиц об их применении.
О применении технических средств делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении (ст. 10.4 ПИКоАП);
5) осуществляет вызов лиц, участвующих в административном процессе, для проведения необходимых процессуальных действий. Указанные лица вызываются повесткой, которая может быть направлена по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи. Порядок ее вручения (направления), а также требования к ее реквизитам определены ст. 10.9 ПИКоАП;
От редакции
Образец повестки вы можете скачать по ссылке.
6) обеспечивает принудительный при-вод физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля в случае их неявки по вызову без уважительной причины.
От редакции
Образец постановления о производстве привода вы можете скачать по ссылке.
Привод обеспечивается силами органов внутренних дел. В случае невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.
О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить орган госсаннадзора (ст. 8.12 ПИКоАП);
7) обеспечивает соблюдение режима неразглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении (ст. 10.8 ПИКоАП).
2. Составление протокола об административном правонарушении либо прекращение дела об административном правонарушении
В соответствии со ст. 10.26 ПИКоАП и применительно к сфере госсаннадзора подготовка дела об административном правонарушении может заканчиваться:
1) составлением протокола об административном правонарушении;
2) прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, указанных в ст. 9.6 ПИКоАП, либо при неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в сроки, установленные ст. 10.1 ПИКоАП (в практике таких случае не было), либо в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 8.2, 8.3, 8.5, 8.7 КоАП.
Об окончании подготовки дела для рассмотрения либо о прекращении дела должны быть уведомлены лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший (если имеется), их законные представители или представители, защитник.
Указанным лицам разъясняется их право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 10.26 ПИКоАП).
От редакции
Образец уведомления об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения вы можете скачать по ссылке.
Порядок ознакомления и направления материалов по делу об административном правонарушении определен ст. 10.28,10.29 ПИКоАП.
Перечень должностных лиц органов госсаннадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 74.
Формы протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 февраля 2007 г. № 17. Следует отметить, что в сфере госсаннадзора утвержденная данным постановлением форма постановления по делу об административном правонарушении может использоваться и при вынесении постановлений о прекращении производства по делу.
Перечень реквизитов, которые должно содержать постановление о прекращении производства по делу, определен ст. 10.27 ПИКоАП. Порядок обжалования постановления о прекращении производства по делу определен в главе 7 ПИКоАП.
Следует также учитывать случай, предусмотренный ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
Фактически данный этап процессуальной деятельности завершает стадию подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
3. Направление дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, компетентные его рассматривать
При установлении на этапе подготовки дела к рассмотрению того, что оно не подведомственно органу госсаннадзора, дело направляется в орган, уполномоченный его рассматривать, в течение пяти суток с момента окончания подготовки дела к рассмотрению.
Заключение
Стадия подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является ключевой для процесса доказывания по делу об административном правонарушении. Именно в ходе подготовки дела к рассмотрению должностные лица органов госсаннадозора, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществляют сбор и закрепление доказательств, создавая основу для последующего справедливого и обоснованного решения по делу.