В начале ноября текущего года на общественное обсуждение был вынесен проект постановления Минздрава, которым предлагается изложить в новой редакции Инструкцию об организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники, утвержденную постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 № 78 (далее — Проект).

В период с 6 по 22 ноября представители частных и государственных организаций здравоохранения, а также организаций, выполняющих работы (услуги) по техническому обслуживанию (далее — услуги ТО) и ремонту медицинской техники (далее — медтехника) имели возможность изложить свои замечания и предложения по Проекту на Правовом форуме Беларуси (forumpravo.by). По состоянию на 22 ноября свои замечания и предложения представили 7 участников форума. Далее кратко рассмотрим некоторые из наиболее популярных.

1. Об услугах ТО в гарантийный и послегарантийный периоды. Согласно Проекту услуги ТО в период гарантийного срока эксплуатации медтехники вправе выполнять только производитель или уполномоченный представитель производителя, а в послегарантийный период — выполняются сервисной службой на договорной основе (п. 11 Проекта). Аналогичное разделение предусмотрено для ремонта медтехники, при этом указано, что ремонт, выполняемый производителем или уполномоченным им представителем, осуществляется на условиях договора поставки (п. 19 Проекта).

Замечание. В Проекте не приводится определение термина «сервисная организация». Приведенная норма п. 11 Проекта приводит к двой­ственному пониманию данного термина: 1) к сервисной службе не относятся производитель и его уполномоченный представитель; 2) к сервисной службе относятся производитель, уполномоченный представитель производителя, иная организация, имеющая заключение Минздрава о возможности проведения работ (услуг) по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения.

Примечание редакции. Скорее всего, имеется в виду второе значение, т. к. иное означало бы отстранение производителя и его уполномоченного представителя от выполнения услуг ТО на договорной основе в послегарантийный период.

Предложение. Определить термин «сервисная служба».

Мнение редакции. Из нормы п. 11 можно сделать вывод о том, что в гарантийный период услуги ТО выполняются производителем (его уполномоченным представителем) не на основании отдельно заключенного договора, а бесплатно или на основании договора поставки медтехники, в который обязательно должно включаться условие о том, что в течение гарантийного периода поставщик обязан выполнять услуги ТО в порядке, предусмотренном Проектом. Если разработчик Проекта имел в виду такой подход, а не безвозмездное устранение недостатков поставленной медтехники в течение гарантийного срока, то это может повлечь увеличение стоимости предлагаемой медтехники, т. к. производителю (уполномоченному представителю) придется учитывать еще и свои затраты по выполнению услуг ТО, которые в Проекте, как и в действующей редакции Инструкции, делятся на три вида, но с применением другого подхода.

2. Виды услуг ТО. Вместо выделенных действующей Инструкцией ТО‑1, ТО‑2, ТО‑3 Проектом предусмотрено комплексное техническое обслуживание медицинской техники, которое проводится сервисной службой и включает в себя следующие основные виды работ (услуг): текущее техническое обслуживание (один раз в месяц); периодическое техническое обслуживание (согласно документации на медтехнику, а при ее отсутствии — не реже одного раза в три месяца); контроль технического состояния (согласно документации на медтехнику, но не реже одного раза в год) (п. 12–15 Проекта).

Также Проектом установлено, что договоры на комплексное техническое обслуживание медтехники заключаются только на работоспособную, укомплектованную медицинскую технику. Не допускается привлекать иные сервисные службы к выполнению комплексного технического обслуживания одной и той же медтехники в период действия договора (п. 17 Проекта).

Замечание. Деление услуг ТО на три ви­да не имеет смысла, т. к. в технической документации на разные виды медтехники ее производитель устанавливает разные рекомендуемые объемы работ по техническому обслуживанию и периоды их выполнения для поддержания работоспособности медтехники. Кроме того, поскольку речь идет о комплексных услугах ТО, которые могут выполняться по договору, заключенному только с одной сервисной службой и то, что текущее техническое обслуживание должно проводиться один раз в месяц, для государственных организаций здравоохранения это может повлечь излишнее расходование бюджетных средств. Например, расходы на единицу медтехники только по техническому обслуживанию будут выглядеть так: не менее 12 оплачиваемых выездов сервисной службы для проведения текущего технического обслуживания + 4 оплачиваемых выезда для периодического технического обслуживания в год.

Предложения. Исключить деление услуг ТО на виды, указав, что состав работ и периодичность их выполнения должны определяться в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя медтехники.

При оставлении условия о периодичности проведения текущего и периодического технического обслуживания с определенной Проектом частотой обеспечить государственные организации здраво­охранения бюджетом для проведения технического обслуживания всей имеющейся техники в таком объеме услуг ТО.

Редакция журнала

Анонс: комментарий к Инструкции об организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники после ее принятия в окончательной редакции вы сможете прочитать в журнале «Руководитель. Здравоохранение», а также в электронном журнале ERZ.BY.

2227 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4410
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок