Виды строительных работ и административных процедур для подготовки помещения к осуществлению медицинской деятельности

На что обратить внимание после подбора помещения для клиники (осуществления медицинской деятельности)? Посредством каких видов строительных работ может выполняться подготовка помещения к осуществлению медицинской деятельности? В каких случаях требуется получение разрешительной документации на строительные работы, а в каких нет? Какие административные процедуры и в каких случаях понадобится осуществить?

Корнилова Вероника

менеджер проектов ООО «СтАрТмедконсалт»

2348 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В журнале «Руководитель. Здравоохранение» № 9 (2019) мы рассмотрели вопросы подбора помещения для клиники. Когда место подобрано, нередко случается, что оно не соответствует всем требованиям, предъявляемым к помещениям медицинских организаций. В связи с этим возникает необходимость проанализировать все характеристики выбранного места и определить работы, а также иные мероприятия, которые следует выполнить.

Анализ предстоящей работы нужно проводить по трем направлениям:

1. Устранение недостатков планировочных решений. Это создание необходимого набора помещений для клиники с учетом существующей планировки изолированного помещения в ходе проведения архитектурной и строительной деятельности.

2. Устранение недостатков технических характеристик. Состоит в обеспечении помещения необходимыми инженерными сетями в ходе проведения архитектурной и строительной деятельности.

3. Приведение в соответствие до­кументов на помещение. Это получение нового свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации и технического паспорта на помещение с необходимым назначением (помещение медицинского назначения) и (или) новой планировкой.

Поскольку далее речь пойдет о строительных работах, дадим определение основным терминам в этой сфере.

Объект строительства — одно или несколько капитальных строений (зданий, сооружений), их части (включая изолированные помещения); инженерные и транспортные коммуникации, их части; иные объекты недвижимого имущества, строительство которых может включать очереди строительства, пусковые комплексы (абз. 22 ч. 1 ст. 1 Закона Респуб­лики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об АГСД)).

Архитектурная деятельность — деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, снос; по осуществлению авторского надзора за строительством (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Строительная деятельность (строительство) — деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного стро­ительством объекта, включающая выполнение организационно-­технических мероприятий, в т. ч. оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-­монтажных, пусконаладочных работ (абз. 41 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Чтобы определиться с выбором архитектурной и строительной деятельности для устранения планировочных, технических недостатков, рассмотрим термины и определения некоторых видов работ, которые могут осуществляться в помещении для подготовки его к осуществлению медицинской деятельности.

Виды работ, относящиеся к строительной деятельности

Реконструкция. Под этим термином понимают совокупность работ, в т. ч. строительно-­монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта строительства и (или) связанных с изменением его основных технико-­экономических показателей и параметров, в т. ч. с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (абз. 31 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Реконструкция жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном, блокированном жилом доме, одноквартирного жилого дома, а также нежилых построек. Это совокупность работ и мероприятий, направленных на использование по новому назначению дома, помещений и нежилых построек и (или) связанных с изменением их основных технико-­экономических показателей и параметров (абз. 4 п. 2 Положения о порядке реконструкции жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 (далее — Положение о реконструкции и постановление № 384 соответственно)).

Технико-­экономические показатели объекта строительства — это показатели любых видов, в т. ч. стоимостные, натуральные, комплексные, удельные, характеризующие объемно-­планировочные, конструктивные, инженерные решения объекта строительства, его частей и выражаемые в измеримых величинах.

К основным технико-­экономическим показателям и параметрам помещений и нежилых капитальных построек относятся: общая площадь, чистая площадь, полезная площадь, площадь застройки, общий объем объекта строительства и др. (п. 3, 3.1 ТКП 45-1.02-302-2015 «Стро­ительство. Технико-­экономические показатели объекта строительства. Правила определения площадей и объемов зданий и сооружений», утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь от 23.02.2015 № 52).

Справочно: перечень работ по реконструкции нежилого помещения в многоквартирном жилом доме приведен в п. 9 Положения о реконструкции.

Модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций). Это совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах.

Модернизация является видом реконструкции, проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замены отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (подп. 3.3.5 п. 3.3 ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Респуб­лики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172).

Справочно: перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации общественных зданий, приведен в приложении В (рекомендуемое) ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Респуб­лики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (далее — ТКП 45-1.04-206-2010).

Техническая модернизация. Предполагает замену (установку нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций (абз. 5 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Респуб­лики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7)).

Перепланировка. Представляет собой изменение планировочных решений жилого и (или) нежилого помещений в процессе выполнения ремонтно-­строительных работ (абз. 3 п. 2 Положения об условиях и порядке переустройства и (или) перепланировки, утв. постановлением № 384 (далее — Положение о перепланировке)).

Переустройство. Это изменение инженерных систем (демонтаж, установка, замена или перенос инженерных сетей, электрического, санитарно-­технического или иного оборудования) в жилом и (или) нежилом помещениях и (или) конструктивных элементов в процессе выполнения ремонтно-­строительных работ (абз. 4 п. 2 Положения о перепланировке).

Справочно: перечень работ по пере­устройству и перепланировке приведен в п. 3 Положения о перепланировке.

Ремонт объекта строительства. Представляет собой совокупность работ, включая строительно-­монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных, потребительских и улучшению эстетических качеств объекта, устранению мелких повреждений и неисправностей, а также по предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта, выполняемых в т. ч. с применением новых материалов и технологий (абз. 32 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Капитальный ремонт объекта строительства. Это совокупность работ, включая строительно-­монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуа­тации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строи­тельства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-­технического оборудования объекта строительства, выполняемых в т. ч. с применением новых материалов и технологий (абз. 17 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Справочно: перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении Б (рекомендуемое) ТКП 45-1.04-206-2010.

Текущий ремонт объекта строительства. Это совокупность работ, включая строительно-­монтажные, пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в т. ч. с применением новых материалов и технологий (абз. 44 ч. 1 ст. 1 Закона об АГСД).

Справочно: перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении А (рекомендуемое) ТКП 45-1.04-206-2010.

Необходимость получения разрешительной документации

Строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов.Подпунктом 4.4 п. 4 Декрета № 7 определено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства выполняют данные работы на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.

Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 «О порядке направления уведомлений о производстве строительно-­монтажных работ».

Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-­правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Работы по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству. В соответствии с п. 2 перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-­монтажных работ (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387), к таким объектам отнесены объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства, на которых выполняются работы, отнесенные в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами к работам по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству.

На остальные виды строительных работ требуется получение разрешительной документации. Для этого необходимо обратиться в соответствующий государственный орган в порядке осуществления административной процедуры.

Справочно: порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство (при возведении, реконструкции, реставрации) на предоставленном земельном участке определен Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности».

Выбор административной процедуры

Для граждан. Для получения согласования, разрешения по архитектурной и строительной деятельности, а также по принятию решений, с помощью которых можно привести в соответствие документы на помещение, административные процедуры в отношении граждан осуществляются в соответствии с перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее — перечень № 200). Рассмотрим интересующие нас административные процедуры.


Административные процедуры для получения согласования, разрешения по архитектурной и строительной деятельности

Принятие решения о согласовании (разрешении) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (подп. 1.1.21 п. 1.1 перечня № 200).

Выдача решения о разрешении на реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории (подп. 9.3.2 п. 9.3 перечня № 200).

Административные процедуры по принятию решений, с помощью которых можно привести в соответствие документы на помещение

Принятие решения о согласовании (разрешении) самовольных переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, нежилого помещения в жилом доме (подп. 1.1.211 п. 1.1 перечня № 200).

Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое (подп. 1.1.14 п. 1.1 перечня № 200).

Принятие решения о возможности изменения назначения капитального строения, изолированного помещения, машино-­места по единой классификации назначения объектов недвижимого имущества без проведения строительно-­монтажных работ (п. 22.91 перечня № 200).


Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Для получения согласования, разрешения по архитектурной и строительной деятельности, а также по принятию решений, с помощью которых можно привести в соответствие документы на помещение, административные процедуры в отношении данных субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — перечень № 156).


Административные процедуры для получения согласования, разрешения по архитектурной и строительной деятельности

Выдача разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство объекта, снос, выдача решения о внесении изменений в разрешительную документацию (п. 3.1 перечня № 156).

Выдача решения о разрешении на реконструкцию жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории (п. 3.11 перечня № 156).

Административные процедуры по принятию решений, с помощью которых можно привести в соответствие документы на помещение

Принятие решения о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке (п. 3.30 перечня № 156).

Принятие решения о переводе жилого помещения в нежилое (подп. 8.1.5 п. 8.1 перечня № 156).

Принятие решения о возможности изменения назначения капитального строения, изолированного помещения, машино-­места по единой классификации назначения объектов недвижимого имущества без проведения строительно-­монтажных работ (подп. 3.303 п. 3 перечня № 156).


Административные процедуры осуществляются на основании предоставления в местный исполнительный орган документов, определенных в каждом из приведенных пунктов перечня № 200 и перечня № 156 с учетом Закона Респуб­лики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных про­цедур» (далее — Закон об админпроцедурах).

В соответствии с Законом об админпроцедурах заинтересованное лицо предоставляет в уполномоченный орган (как правило, служба «Одно окно») обращение с заявлением и приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры.

Административная процедура осуществляется в установленный для нее срок. При осуществлении некоторых из административных процедур взимается плата.

Разрешительная документация на строительство объекта действует до приемки в установленном порядке объекта в эксплуатацию либо до истечения сроков, установленных в разрешительной документации.

Действия после получения разрешительной документации

После получения необходимой разрешительной документации (решения о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, архитектурно-­планировочного задания, технических условий и технических требований) можно приступать к архитектурной деятельности (проектированию).

Разработка проектной документации должна выполняться на основании договора подряда между заказчиком и генеральным проектировщиком (проектировщиком) и задания на проектирование.

Проектная документация должна разрабатываться генеральным проектировщиком (проектировщиком), имеющим соответствующую лицензию на выполнение работ, полученную в установленном порядке (п. 3.3 ТКП 45-1.02-104-2008 «Проектная документация на ремонт, модернизацию и реконструкцию жилых и общественных зданий и сооружений. Порядок разработки и согласования», утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 № 433 (далее — ТКП 45-1.02-104-2008)).

Состав проектной документации на ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений должен соответствовать требованиям ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» (утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85) и ТКП 45-1.02-104-2008.

Заключение

Любую строительную деятельность для выполнения требований, предъявляемых к помещению для медицинской деятельности, необходимо начинать с четкого, последовательного плана по выполнению каждого из этапов работ. При этом до начала работ важно убедиться в том, что недостатки планировки и технических возможностей помещения можно устранить при проведении архитектурной и строительной деятельности.

Результатом такого подхода будет беспроблемное открытие клиники или введение в эксплуатацию помещения для осуществления медицинской деятельности в оптимальные сроки.

Дополнительно по теме
Корнилова, В. Подбираем помещение для клиники: на что обратить внимание?
Руководитель. Здравоохранение. — 2019. — № 9. — С. 52.

2348 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4389
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 6746

Особенности работы с обращениями (видеоматериалы)

Работа с обращениями граждан — это важный аспект деятельности любой организации, особенно в сфере государственного управления и общественных услуг. В условиях цифровиза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 142
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок