Правда по своей сути многогранна, она и лечит, и калечит, но ее важно знать, чтобы жить и действовать в реальности, а не по ложным представлениям.
Даже принять себя подлинным или взглянуть на себя со стороны фактов — это может вызывать дискомфорт, т.к. мы не хотим знать правду о собственных изъянах, комплексах, проблемах. Как правило, легче придумать сказку или найти оправдание проблемам, загнав свой страх в бессознательное, а там уже включаются механизмы психологической защиты, которые будут блокировать даже намеки на раздражающую истину. В связи с этим люди зачастую не воспринимают обратную связь, неправильно интерпретируют факты из жизни, не понимают причин и следствий поступков.
Это нежелание принимать правду имеет психологический и социопсихологический феномены.
У любой фобии есть такой симптом, как страх или устойчивое переживание излишней тревоги. Это относится в т.ч. к дикефобии и веритофобии, которые сопровождаются рядом симптомов, проявляющихся как в комплексе, так и выборочно, в зависимости от эмоциональных и психологических особенностей человека (дрожь в теле, учащение сердечного ритма и т.д.).
Справочно: дикефобия — это боязнь правосудия, правды, возмездия.
Веритофобия — это боязнь правды, искреннее отрицание правды, невосприимчивость к правде, глухота и слепота перед неотразимыми аргументами правды.
Поэтому раздражающая истина у людей с такими фобиями может вызывать разные реакции. Например, один человек будет агрессивничать и потеть, а второй уйдет в себя с сильным головокружением.
Что касается дениализма, то это социальное явление. История этого понятия началась чуть больше 150 лет назад, когда венгерский врач Игнац Земмельвейс был осмеян коллегами, уволен и помещен в психиатрическую больницу за то, что предложил врачам кажущееся очевидным: мыть руки перед операциями. По сути, дениализм — склонность людей отрицать факты, если они противоречат их убеждениям.
Справочно: дениализм — форма мировоззрения, основанная на отрицании реальности, противоречащей личным убеждениям индивида, отказ принять эмпирически проверяемую точку зрения из-за нежелания отказаться от своей собственной.
Несмотря на доступность информации (а отчасти и благодаря ей), дениализм широко распространен и сегодня. Ярчайший его пример и больная тема современности — появление антипрививочников, или антиваксеров. Совсем недавно массовая вакцинация против коронавируса вызвала новый шквал возмущений антиваксеров — людей, категорически отказывающихся прививаться, считающих, что вакцина не изучена, небезопасна, проводятся опыты на людях, возможны мутации в организме и т.д.
Давайте попробуем разобраться, почему то, что в разные годы спасло человечество от полного вымирания, теперь находится в конфликте с реальностью.
Как сформировать фобию правды
У любого человека есть убеждения. Они могут быть основаны на вере и на научных фактах — той информации, которую человек получает. Если бы мы жили только логикой, то нам было бы легко друг друга переубеждать. Но в физиологии есть две сигнальные системы: мозг рациональный и мозг эмоциональный.
Верование основано на эмоциях. Когда человеку говорят, что вместе с вакциной ему внедрят чип, у него на эту информацию появляется сильная эмоция. Эмоция поддерживает верование — они неразрывно связаны.
Когда мы пытаемся переубедить человека логикой, мы не работаем с его эмоциями. Поэтому он не слышит аргументов, стоит на своем. И чем сильнее эмоция, тем сложнее человека переубедить. По сути, того, кто верит в мистику, мировой заговор или что-то подобное, переубедить так же сложно, как попавшего в деструктивно-религиозный культ. Важно понимать, что переубедить такого человека, изменить его восприятие сразу не получится. Почему? У него есть сопротивление — это его эмоциональный мозг.
Например, простой эксперимент, который проводится на факультете психологии: в аудиторию заводят одного студента, показывают ему картину и убирают ее. Он должен объяснить второму студенту, что изображено на картине, не называя ее, и так — по цепочке. На глазах аудитории часть информации уходит, часть — искажается или добавляется то, чего не было на картине.
Так рождается искаженная информация. И происходит это постоянно — достаточно распространять информацию в публичном пространстве. Отсюда и появляются фобии, социальные искажения.
Важно помнить, что эмоции — это способ заставить людей поверить практически во что угодно, а еще — великолепное средство для управления массами. Чем эмоциональнее преподносится информация, тем лучше она запоминается. Даже в случае с пациентами, которые страдают болезнью Альцгеймера и имеют провалы в памяти, есть универсальная формула: если информация преподнесена с эмоциями, — неважно какими, положительными или отрицательными, — человек ее запомнит. Почему люди с болезнью Альцгеймера легко запоминают шутливые песенки, стишки? Потому что включаются эмоции. И для здоровых людей это тем более абсолютная формула: как только мы видим чьи-то эмоции, мы легко в них вовлекаемся.
Пути отрицания реальности
Рассмотрим на примере антиваксеров два пути отрицания реальности:
1) первый путь начинается с конфликта собственного восприятия и ощущений. Тогда появляются дикефобия, веритофобия, и человек на физическом уровне ощущает страх, дискомфорт и т.д. Например, привился и заболел или наблюдал тяжесть заболевания у родственника. Конечно, после пережитого человек будет сопротивляться: сразу выставит барьер, включит психологическую защиту;
2) второй путь — это влияние эмоциональной социальной информации (дениализм), страшилок. К примеру, когда медийные и авторитетные личности (часто это сами медицинские работники) высказывают свое мнение, не подтвержденное фактами.
К сожалению, известны случаи, когда медицинские сестры (помощники врача, фельдшеры), ссылаясь на мнение «авторитетных» специалистов, начинают распространять среди пациентов ложную информацию о последствиях вакцинации и отговаривать их от ее проведения.
Безусловно, медицинские работники — это обычные люди, ничто человеческое им не чуждо, и антиваксеров среди них достаточное количество. Кроме того, найти в социальном пространстве профессоров, докторов и кандидатов, которые расскажут, что прививаться не надо, очень легко. Вот и попадает средний медицинский персонал в ловушку ложных убеждений. А главные сестры получают проблемы, которые необходимо решать.
Возможные варианты решения проблемы
Конечно, есть методы преодоления любых фобий и социальных искажений. Но важно понимать, что если человек негативно настроен, то реагировать на его агрессию не нужно, тем более — грозить увольнением или силой заставлять привиться.
Задача главной медицинской сестры состоит в том, чтобы попытаться преодолеть барьер недоверия, например:
• дать «отрицающему» работнику что-то ценное, в данном случае — личный опыт антиваксера, который пострадал от своих убеждений. В публичном пространстве таких историй немало;
• организовать посещения ковидных стационаров.
Помимо работы с возражениями и отрицанием реальности следует информировать работников о необходимости вакцинироваться самим, что можно осуществить:
• проведя внеплановое профильное обучение;
• проведя внеочередной тематический инструктаж по охране труда;
• разместив в местах с большой проходимостью информационные материалы о пользе вакцинации;
• осуществив иные информационные мероприятия.
Важно помнить, что, с одной стороны, прививка — дело добровольное, и работник вправе отказаться от вакцинации, с другой — сама система здравоохранения должна стать образцом в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации работников.
Фобии, социальные искажения, сомнения лечатся логикой, аргументами и фактами. Главной медицинской сестре важно противостоять шквалу дезинформации, она должна уметь различать истинные и ложные доказательства и владеть не только информацией по вопросам иммунопрофилактики, но и самыми разными способами донести эту информацию своему персоналу. В таком случае это и будет шансом на успех в борьбе с фобиями правды.