Каковы действия нанимателя при отказе сотрудника подписывать приказ?
Необходимо составить акт об отказе от подписания приказа и рассмотреть вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
1. Составляем акт об отказе от подписания приказа.
В соответствии с п. 3 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4), приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией.
Распорядительные документы, издаваемые руководителем, иным уполномоченным лицом организации единолично, оформляются в виде приказов и (или) распоряжений (ч. 2 п. 10 Инструкции № 4).
Приказы издаются для разрешения задач, стоящих перед организацией, а также в случаях, когда необходимо довести требования нормативных правовых актов, документов вышестоящих организаций до сведения работников организации и (или) подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий.
Формы некоторых приказов приведены в унифицированной системе организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 № 41 (далее — УСОРД). Некоторые формы приказов, приведенные в УСОРД, содержат реквизит «с приказом ознакомлен», подразумевающий, что работник должен быть ознакомлен с таким приказом под роспись.
Если работник отказывается подписывать приказ, необходимо составить акт об отказе от подписи.
Акт — вид документа, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленный факт (установленные факты) (п. 3 Инструкции № 4). Требования, предъявляемые к составлению акта, изложены в пп. 100–103 Инструкции № 4.
2. Рассматриваем вопрос о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Работники обязаны подчиняться ПВТР, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам (п. 2 ч. 1 ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З, далее — ТК).
Если выполнение приказа, от подписания которого отказывается работник, входит в обязанности работника согласно его должностной (рабочей) инструкции, то за отказ от выполнения своих трудовых обязанностей работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен гл. 14 ТК.
по теме