Ситуация 4
Главная медицинская сестра начала замечать, что в последнее время коллектив медицинских сестер стал менее сплоченным. Работники реже стали приходить на помощь друг другу в сложных профессиональных ситуациях, чаще стали возникать мелкие конфликты. Что делать главной медицинской сестре в данной ситуации?
Вариант решения
Шаг 1. Начните диалог с работниками, с которыми у вас уже существуют доверительные отношения и которые:
- могут трезво оценить ситуацию;
- могут предложить качественные варианты решения;
- готовы вести открытый аргументированный диалог;
- не боятся вступать в конструктивный спор;
- способны и готовы отстаивать свою точку зрения и при этом адекватно относиться к критике своих предложений;
- вызывают доверие, с ними вы ведете себя открыто, доброжелательно и профессионально.
Важно:
Важно отличать доверительные профессиональные отношения от приятельских, товарищеских, дружеских или панибратских.
В ходе диалога:
- проясните у этих (этого) работников, замечают ли они напряжение и (или) снижение сплоченности в коллективе, в чем именно они видят проявления этого;
- объясните, что настораживает и (или) огорчает вас, по каким причинам;
- приведите примеры ситуаций, обсудите их;
- старайтесь больше слушать, чем говорить;
- используйте техники активного слушания: перефразирование, развитие идеи.
Шаг 2. Проанализируйте полученную от вышеуказанных работников информацию и ответьте себе на следующие вопросы (желательно письменно):
- не преувеличиваете ли вы значение текущей обстановки, не драматизируете ли ее;
- какими могут быть последствия текущей обстановки;
- какие последствия вас тревожат больше всего и по какой причине.
Шаг 3. Проведите беседы с другими работниками:
- проясните их мотивации в работе и степень удовлетворенности;
- поделитесь с ними теми фактами, которые вас настораживают, объясните, к каким результатам может привести нарушенная коммуникация.
Важно
В коллективе, в котором присутствуют напряжение, недоверие, настороженность, отчужденность, всегда существуют искаженные информационные потоки, которые приводят к снижению производительности труда.
Шаг 4. Проанализируйте всю полученную информацию и дайте ответ на следующие вопросы:
- в чем я вижу причины создавшейся ситуации;
- что необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию, и что для этого понадобится;
- кого я могу подключить к решению этого вопроса;
- когда я могу приступить к действиям.
В ходе анализа вы можете прийти к выводу, что необходимо внести коррективы в стиль управления, или усовершенствовать некоторые бизнес-процессы, или изменить структуру штата.
Причины могут быть разными, но изменений вряд ли получится избежать.
Шаг 5. Составьте план проведения изменений и реализуйте его.
Проводите изменения последовательно, сопровождая каждый этап необходимой, полной информацией для подчиненных работников, вовлекайте как можно больше их в процесс.
Используйте образовательную стратегию:
- создавайте рабочие группы;
- проводите совещания и рабочие встречи;
- проводите фасилитации (специальные групповые обсуждения).
Все указанные мероприятия объединяют медицинский персонал в одном информационном поле, каждому позволяют увидеть свой вклад, почувствовать новые грани ответственности. Как следствие, это сплачивает коллектив, развивает навыки сотрудничества.
Действовать необходимо уверенно и профессионально, в долгосрочной перспективе это приведет к позитивным изменениям.
Ситуация 5
На должность назначена новая главная (старшая) медицинская сестра, которая обратила внимание на проявление элементов панибратства со стороны младшего медицинского персонала (санитарки, раздатчицы и др.). Как главной медицинской сестре сформировать правильные деловые отношения с младшим медицинским персоналом и не допустить при этом конфликта?
Вариант решения
Нельзя путать манипулятивные (взаимозависимые) отношения и доброжелательные, открытые и честные.
Главной медицинской сестре необходимо выстраивать отношения с младшим медицинским персоналом на основании требований менеджмента.
Важно
Работа главной медицинской сестры наиболее эффективна тогда, когда она действует открыто, доброжелательно, честно и демонстрирует вовлеченность в выполнение задач и заинтересованность в работниках.
Шаг 1. Четко сформулируйте спектр своих компетенций как руководителя в отношении подчиненного медицинского персонала (см. схему 1).
Схема 1
Шаг 2. Выстройте правильную систему управления подчиненным медицинским персоналом, исходя из имеющихся компетенций руководителя (см. схемы 2 и 3).
Схема 2
Схема 3
Шаг 3. Обеспечьте постоянный мониторинг эффективности системы управления подчиненным медицинским персоналом, а также внесение в нее необходимых изменений.
Шаг 4. Вносите нанимателю предложения по поощрению работников, эффективно и качественно выполняющих свои обязанности, а также по наказанию (привлечению к ответственности) работников, допустивших нарушение трудовой и (или) исполнительской дисциплины.
Ситуация 6
Как главной медицинской сестре убедить вышестоящего руководителя в правильности ее позиции и не допустить возможный конфликт?
Вариант решения
Необходимо побеседовать с вышестоящим руководителем.
Шаг 1. Попробуйте понять, по какой причине вышестоящий руководитель убежден в своей правоте и не принимает вашу позицию. Задайте ему вопросы о том:
- какого результата он ожидает от выполнения поставленной им задачи (совершения действий и т.д.);
- по какой причине предлагаемое им решение ситуации важно (полезно) для организации или для него;
- известно ли ему о рисках, которые могут быть при таком решении, и т. д.
Шаг 2. Четко сформулируйте и изложите свое предложение. Выясните, что именно не устраивает (не подходит) в вашем предложении, и поясните, почему это важно знать.
Важно
Существует принцип «трех предложений». Вы как руководитель приходите к главному врачу сразу с тремя предложениями: «У меня есть три встречных варианта решения этой задачи, готова изложить их вам поочередно». Начинайте с самого перспективного, на ваш взгляд.
Шаг 3. Если ваши аргументы не слушают и настаивают на своем решении, попробуйте объяснить, насколько ваше непонимание позиции вышестоящего руководителя снижает вашу вовлеченность в выполнение поставленной им задачи, что вы чувствуете при этом как человек и как руководитель.
Шаг 4. Если вышестоящий руководитель колеблется, но все еще не принимает вашу точку зрения:
- уточните, нужны ли ему дополнительные материалы, публикации и т.д. для того, чтобы убедиться в обоснованности вашей позиции;
- предоставьте ему указанные материалы, а еще лучше, захватите наиболее важные из них на встречу заранее;
- узнайте, что конкретно вам стоит доработать, чтобы ваше предложение было более убедительным.
Шаг 5. Если вы получили обратную связь в шаге 4, то доработайте свое предложение и снова возвращайтесь к вышестоящему руководителю для обсуждения.
Резюме
Предлагаемые в статье решения ситуаций — это всего лишь набросок, некий шаблон. Только вдумчивые размышления главной медицинской сестры над особенностями конфликтной ситуации помогут превратить шаблон в красивое результативное управленческое решение.