Как расторгнуть договор на техобслуживание медтехники в связи с несоответствием исполнителя новым требованиям?

В статье рассмотрены способы расторжения договора на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники с сервисной организацией, не имеющей с 03.07.2020 заключения на право выполнения услуг (работ) по договору, заключенному с медицинской организацией, санаторием.

Бенсман Максим

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции», член Минской городской коллегии адвокатов

1533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Со вступлением в силу с 03.07.2020 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.02.2020 № 11, которым в новой редакции изложена Инструкция о порядке организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники (далее — Инструкция), ранее утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 № 78, право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — сервисная организация) выполнять работы и оказывать услуги по техническому обслуживанию (далее — техобслуживание) и ремонту медицинской техники (далее — медтехника) должно быть подтверждено выданным им Министерством здравоохранения в порядке совершения административной процедуры заключением о возможности проведения работ (услуг) по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и изделий медицинского назначения (далее — заключение Минздрава). Без получения такого заключения сервисная организация не вправе выполнять указанные работы (услуги).

На текущий момент не все сервисные организации получили заключение Мин­здрава. Среди таковых может оказаться организация, с которой организация здравоохранения, санаторий заключили договор на техобслуживание медтехники по результатам проведенной процедуры государственной закупки или по результатам процедуры закупки за счет собственных средств. В связи с этим возникает вопрос: что делать с таким договором, если другая сторона не может его исполнять в части выполнения работ (услуг) по техобслуживанию и ремонту медтехники из-за отсутствия у нее заключения Минздрава?

Если заключен договор госзакупки

Поскольку речь идет о договоре, заключенном по результатам проведения процедуры госзакупки, необходимо в первую очередь обратиться к нормам Закона о госзакупках.

Напомним, согласно новой редакции данного Закона, вступившей в силу с 01.07.2019, Закон о госзакупках регулирует не только отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), но и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора.

Вопросы изменения и расторжения договора государственной закупки регулируются ст. 25 Закона о госзакупках.

В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках расторжение договора допускается:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора в случаях, определенных указанным пунктом.

Односторонний отказ заказчика

В п. 3 ст. 25 Закона о госзакупках установлено, что не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной, за исключением случаев, установленных п. 4 ст. 25 данного Закона.

Согласно п. 4 ст. 25 Закона о госзакупках в отсутствие со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) нарушений договора госзакупки односторонний отказ заказчика от исполнения договора допускается только в двух случаях:

  • если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал установленным заказчиком требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем процедуры закупки, по результатам которой был заключен договор;
  • если участник-­победитель не обеспечил исполнение обязательств (ч. 1 и 2 п. 4 ст. 26 Закона о госзакупках).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отсутствии со стороны исполнителя (подрядчика) ненадлежащего исполнения своих договорных обязательств, у организации здравоохранения, санатория как заказчиков отсутствует право на односторонний отказ от исполнения ранее заключенного договора на техобслуживание и ремонт медтехники.

В то же время продолжать договорные отношения с сервисной организацией, не имеющей права на выполнение работ (услуг) по техобслуживанию и ремонту медтехники без заключения Минздрава для заказчика неприемлемо. Поэтому необходимо рассмотреть два других случая, в которых допускается расторжение договора госзакупки.

Расторжение договора по соглашению сторон

Данное основание расторжения договора реализуется посредством заключения между организацией здравоохранения, санаторием как заказчиками и сервисной организацией соглашения о расторжении договора.

Это важно
Соглашение об изменении или расторжении договора госзакупки совершается в той же форме, что и договор (п. 2 ст. 25 Закона о госзакупках).

Для заключения такого соглашения необходимо согласие сервисной организации. Как быть, если исполнитель (подрядчик) отказывается расторгнуть до­говор по соглашению сторон? В таком случае необходимо либо провести пере­говоры и разъяснить другой стороне, почему действие договора не может быть сохранено, например со ссылкой на п. 1 ст. 387 ГК, либо использовать второе основание расторжения договора — по решению суда.

Справочно: согласно п. 1 ст. 387 ГК, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Расторжение договора по решению суда

Очевидно, что в таком случае для расторжения договора организации здравоохранения, санаторию как заказчику необходимо обратиться в суд. Однако для того, чтобы суд принял решение о расторжении договора по требованию заказчика, также необходимы определенные основания.

По требованию одной из сторон до­говор может быть изменен или расторгнут по решению суда:

  • при существенном нарушении догово­ра другой стороной;
  • в иных случаях, предусмотренных ГК и иными актами законодательства или договором (п. 2 ст. 420 ГК).

Справочно: существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 п. 2 ст. 420 ГК).

В рассматриваемой ситуации нас интересуют иные случаи, предусмотренные ГК. Один из подходящих, на наш взгляд, предусмотрен п. 1, 2 ст. 421 ГК. В соответствии с данной нормой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, до­говор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при одновременном наличии следующих условий:

  • в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  • изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
  • исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  • из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Очевидно, что обращаться в суд за расторжением договора — не самый быстрый и удобный способ прекращения договорных отношений. В связи с этим, если исполнитель противится расторгнуть договор по соглашению сторон, следует направить ему требование о расторжении договора со ссылкой на приведенные положения п. 1, 2 ст. 421 ГК. Направление такого требования необходимо и потому, что в силу п. 2 ст. 421 ГК направление в суд требования о расторжении договора возможно только после получения отказа второй стороны расторгнуть договор по соглашению сторон.

Если заключен договор без проведения госзакупки

В таком случае необходимо рассмотреть две ситуации:

Сразу отметим, в обеих ситуациях организация здравоохранения, санаторий как заказчик вправе расторгнуть до­говор по соглашению сторон или через суд по аналогии с расторжением договора госзакупки.

Касательно же одностороннего отказа от исполнения договора ситуация в рассматриваемом случае отличается от указанной выше.

Как упоминалось, издание акта государственного органа, в силу которого исполнение обязательства становится невозможным, влечет прекращение такого обязательства (п. 1 ст. 387 ГК). При этом в соответствии со ст. 291 ГК односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не вытекает из законодательства или договора.

Согласно п. 3 ст. 420 ГК в случае одностороннего отказа от исполнения до­говора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Таким образом, право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено как законодательством, так и непосредственно договором.

Безусловно, если такая возможность предусмотрена договором, организация здравоохранения, санаторий вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Однако если договором такое право не предусмотрено, то следует обратиться к норме п. 1 ст. 736 ГК. В соответствии с данной нормой заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Отметим, что согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической дея­тельности» (утв. постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83) ремонт и техническое обслуживание медицинского и хирургического оборудования отнесены к разным видам услуг (коды 33.13.12 и 33.14.19.200 ОКРБ 007-2012).

Таким образом, установив факт невозможности со стороны исполнителя выполнять услуги по техобслуживанию медтехники, заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании п. 1 ст. 736 ГК, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Аналогичная ситуация возникает и в случае, если договор заключен на основании постановления № 229 или соответствующих решений Советов депутатов. Данные нормативные правовые акты не регулируют вопросы изменения и расторжения договора. Соответственно, в этом случае заказчику также необходимо будет применять общие нормы законодательства, регулирующие вопросы расторжения договора.

Дополнительно по теме: 
О. Левшукова "Скорректирован порядок проведения техобслуживания и ремонта медтехники"
В. Пацай "Приводим отношения по техобслуживанию в соответствие с изменениями в законодательстве"

1533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Важные вопросы осуществления государственных закупок услуг по техобслуживанию и ремонту медтехники

Главная медицинская сестра № 10 (34) 2023
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 812

Безопасность деятельности частной медорганизации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность посетителей частной медорганизации...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2218
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок