С 01.10.2019 вступают в силу основные изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (далее — Указ № 326) в Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утвержденное последним Положение о лицензировании отдельных видов деятельности (далее — Положение о лицензировании).

Внесенные изменения можно по-разному оценивать: с позиции достижения цели, которую ставили перед собой бизнес-­союзы, ведя не один год диалог с госорганами по вопросам изменения лицензионных требований; с позиции Министерства здравоохранения, которое отвечает за проведение единой государственной политики в области здраво­охранения, организацию оказания медицинской помощи населению и выступает в качестве лицензирующего органа; с позиции учредителей и руководителей негосударственных организаций здравоохранения, санаториев, которых заботит кадровое обеспечение организаций и перспективы их развития; с позиции самих медицинских работников, которые хотели бы себя реализовать в частном секторе медицины в качестве наемных работников или собственников своего медицинского предприятия.

Но кто бы и как ни оценивал произошедшие изменения, с 01.10.2019 всем нам предстоит вести свою деятельность в новой реальности. И заключается она в следующем.

Лицензионные требования, предъявляемые к руководству организации здравоохранения

Внесенные изменения не затрагивают перечень требований, которые до 01.10.2019 предъявлялись к руководителю организации здравоохранения. То есть требования о наличии высшего медицинского образования, первой или высшей квалификационной категории, документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности «организация здравоохранения» либо специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, остаются. Но с указанной даты руководителю не обязательно соответствовать одному из этих требований либо им всем, если этим требованиям соответствует заместитель руководителя. То есть на практике возможны следующие ситуации:

  • учредитель организации здравоохранения, не соответствующий указанным лицензионным требованиям, сам займет должность руководителя или назначит на эту должность другое лицо, а действующего руководителя, который уже отвечает лицензионным требованиям, переведет по соглашению сторон на должность заместителя руководителя;
  • учредитель (соучредитель) организации здравоохранения, являющийся одновременно ее руководителем, соответствующий указанным лицензионным требованиям, наймет руководителя, не соответствующего этим требованиям, а сам займет позицию заместителя руководителя.

В связи с тем, что в дополнение к руководителю организации здравоохранения введено еще одно должностное лицо, которое вместо руководителя или вместе с ним может соответствовать лицензионным требованиям, возникают закономерные вопросы:

  • должна ли работа заместителем руководителя в данной негосударственной организации здравоохранения быть основным местом работы специалиста или он может работать в этой должности по совместительству, имея основное место работы в другой негосударственной или государственной организации здравоохранения?
  • допустимо ли работать заместителем руководителя в негосударственной организации здравоохранения, являющейся основным местом работы, с неполным рабочим временем, например на 0,5 ставки?

Можно сформулировать еще ряд вопросов, комбинируя в различных сочетаниях работу заместителем руководителя негосударственной организации здравоохранения режимы полного и неполного рабочего времени по основной работе и работе по совместительству — как в должности заместителя руководителя, так и в сочетании с занятием должностей медицинских работников, ответственных или неответственных за заявленный лицензируемый вид деятельности, — сочетания организаций здравоохранения, в которых выполняется та или иная работа по формам собственности.

Общий подход останется тот же — есть законодательство о труде, которое не устанавливает особенностей труда в зависимости от лицензирования того или иного вида деятельности. Поскольку общие нормы о лицензировании и нормы о лицензировании медицинской деятельности не устанавливают специальных требований к формам занятости и режиму труда работников негосударственных организаций здравоохранения, то правомерными можно считать лишь требования, которые обеспечивают поддержание в действии квалификационной категории, отвечающей лицензионным требованиям.

Лицензионные требования, предъявляемые к работникам с высшим медицинским образованием

Согласно внесенным изменениям с точки зрения предъявляемых лицензионных требований к медицинским работникам с высшим медицинским образованием можно выделить в две группы:

  • работник, для которого обязательно наличие первой или высшей квалификационной категории, т. к. по новым правилам на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности должен быть хотя бы один такой работник;
  • другие медицинские работники, у которых при наличии в организации первого работника должна быть как минимум квалификационная категория (любая).

При этом и у первого, и у других работников стаж работы по специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, должен быть не менее трех лет без предъявления требования к его непрерывности.

При этом следует учитывать, что если медицинский работник не работал по имеющейся специальности более четырех лет, он может быть допущен к занятию должности медицинского работника только после подтверждения своей квалификации и на основании проверочного испытания (ч. 4 ст. 56 Закона о здравоохранении).

Требование о наличии документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, которые составляют лицензируемую деятельность, сохранилось.

Лицензионные требования, предъявляемые к работникам со средним медицинским образованием

В отличие от отмеченных требований к медицинским работникам с высшим медицинским образованием, лицензионные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием унифицированы. В них входит наличие соответствующего медицинского образования, любой квалификационной категории, документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, которые составляют лицензируемую деятельность, без предъявления требований к стажу работы. При этом для медсестер по массажу (техников-­массажистов) и зубных техников наличие квалификационной категории не требуется.

Особое лицензионное требование (условие)

В п. 325 Положения о лицензировании установлено такое лицензионное требование (условие), как осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии. Указ № 326 дополнил это требование фразой «за исключением случаев оказания услуг по месту жительства или месту пребывания пациента (если оказание таких услуг предусмотрено законодательством)». Пока не ясно, о каких услугах идет речь, но можно предположить, что среди них должны быть услуги в сфере педиатрии.

Виды деятельности, на которые не требуется лицензия

Изменения, внесенные Указом № 326 в п. 26 (Медицинская деятельность) приложения 1 к Положению о лицензировании, исключили из перечня лицензируемых видов деятельности диагностику патологоанатомическую и первичную медицинскую помощь, оставили только лечебный массаж. Также изменения исключили из сферы лицензирования оказание спа-услуг.


2801 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4305
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 6590

Безопасность деятельности санаторно-курортной организации (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию о направлениях деятельности, соблюдение обязательных требований по которым позволит обеспечить безопасность граждан, пребывающих в санаторно-к...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1907
• • •

Дополнен перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулирует Министерство здравоохранения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.08.2024 № 596 внесены изменения в перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерств...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 147
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок