Порядок подготовки к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии в здравоохранении

В связи с подготовкой организаций здравоохранения, санаториев к работе в осенне-зимний период, а также вступлением в силу нового правового акта, регулирующего порядок такой подготовки, в статье рассмотрены основные этапы такой подготовки, их содержание и оформление.

Филипенко Дмитрий

менеджер проектов ООО «СтАрТмедконсалт»

2225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

После окончания очередного отопительного сезона организации здравоохранения, санатории (далее — организация здравоохранения) как потребители тепловой энергии  должны начать подготовку к следующему отопительному сезону или, выражаясь в терминах законодательства, — к работе в осенне-зимний период (далее — ОЗП).

В предшествующие годы подготовку к работе в ОЗП необходимо было осуществлять в соответствии с ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии» (утв. постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 06.06.2012 № 27/8) (далее — ТКП 388-2012).

С 20.05.2020 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 286, которым утверждены Правила подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения (далее — Правила). Поэтому подготовку к работе в ОЗП 2020–2021 гг. следует проводить в соответствии с Правилами, а ТКП 388-2012 применять в части, не урегулированной Правилами и не противоречащей им.

Обеспечение готовности к работе в ОЗП 

Основным документом, подтверждающим, что организация здравоохранения как потребитель тепловой энергии готова к работе в ОЗП, является паспорт готовности потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП (далее — паспорт готовности потребителя) (приложение 5 к Правилам), зарегистрированный в органе госэнергогазнадзора.

Справочно: на основании Указа Президента Республики Беларусь от 28.02.2019 № 92 «О создании учреждения» и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2019 № 213 «О государственном энергетическом и газовом надзоре» госэнергонадзор заменен на госэнергогазнадзор. Последний поручено осуществлять государственному учреждению «Государственный энергетический и газовый надзор», которое является органом госэнергогазнадзора Министерства энергетики, уполномоченным осуществлять надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, требований законодательства в сфере энергетики и газоснабжения.

Для оформления паспорта готовности потребителя необходимо выполнить ряд мероприятий. Если паспорт готовности рассматривать в качестве цели, то процесс ее достижения можно представить в виде следующих взаимообусловленных этапов.

Оформление и регистрация паспорта готовности потребителя допускается только после оформления акта проверки готовности потребителя.

Акт проверки готовности потребителя оформляется специально созданной комиссией, которая по результатам своей работы единогласным решением всех своих членов подтверждает фактическую готовность организации здравоохранения к работе в ОЗП.

Единогласное решение о готовности к работе в ОЗП члены комиссии могут принять, если организация здравоохранения выполнила все необходимые организационно-технические мероприятия, предусмотренные п. 18, 19 Правил, обеспечила соблюдение требований, определенных п. 37 Правил, а также ТКП 458-2012 «Правила технической эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» (далее — ТКП 458-2012) и технического кодекса установившейся практики ТКП 459-2012 «Правила техники безопасности при эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей потребителей» (утв. постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 26.12.2012 № 66) (далее — ТКП 459-2012).

Для того, чтобы комиссия могла проверить выполнение условий готовности к работе в ОЗП, руководителю организации здравоохранения необходимо издать приказ о ее создании.

Чтобы выполнить условия готовности к работе в ОЗП организации здравоохранения необходимо реализовать организационно-технические мероприятия из числа перечисленных в п. 18 Правил.

Для выполнения указанных мероприятий в необходимом объеме и в срок нужно провести процедуры закупки соответствующих работ и услуг исходя из источника средств их финансирования.

До проведения процедур закупки / выполнения подготовительных мероприятий необходимо разработать план организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в ОЗП (далее — план ОТМ).

Всё перечисленное необходимо реализовать, ориентируясь на сроки, установленные графиком регистрации паспортов готовности потребителей к работе в ОЗП 2020–2021 гг., составленным органом госэнергогазнадзора и утвержденным председателем исполкома соответствующего территориального уровня с учетом ведомственной подчиненности организации здравоохранения.

Далее рассмотрим основные этапы обеспечения готовности организации здравоохранения к работе в ОЗП от начала до получения паспорта готовности.

Разработка плана ОТМ

Согласно п. 17 Правил планы ОТМ разрабатываются владельцами систем теплопотребления до 15 июня текущего года. В ТКП 388-2012 установлен срок до 1 мая. Учитывая, что Правила вступили в силу 20.05.2020 в текущем году необходимо было учитывать срок, определенный ТКП 388-2012. В последующие годы, если ничего не изменится, крайним сроком для разработки планов ОТМ будет 15 июня. Однако полагаем, что практика применения более раннего срока сохранится.

При разработке плана ОТМ организации здравоохранения необходимо:

  • проанализировать функционирование системы теплопотребления в предыдущий ОЗП;
  • учесть требования законодательства, предписания и рекомендации органа госэнергогазнадзора, органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов (п. 17 Правил).

Выполнение подготовительных работ  

В ходе подготовки к работе в ОЗП организации здравоохранения как потребителю тепловой энергии исходя из индивидуальных особенностей системы теплопотребления необходимо:

  • провести работы по техническому обслуживанию, ремонту, замене оборудования теплоустановок, трубопроводов и (или) тепловых сетей, тепловых пунктов, внутренних систем теплопотребления, а также выполнить мероприятия по энергосбережению, касающиеся эффективной, надежной и безопасной эксплуатации теплоустановок и тепловых сетей;
  • провести работы по техническому обслуживанию и ремонту внутренних и внешних инженерных коммуникаций, приборов учета тепловой энергии (средств расчетного учета) и автоматики регулирования тепловой энергии, в т.ч. по своевременной поверке приборов учета тепловой энергии (средств расчетного учета), установить (при необходимости) расчетные дросселирующие устройства (под контролем и по согласованию с представителем энергоснабжающей организации) с обязательной установкой пломб энергоснабжающей организации и составлением акта;
  • провести гидравлические испытания тепловых сетей, водоподогревателей, гидравлические испытания и промывку тепловых пунктов, систем теплоснабжения вентиляции, систем отопления в присутствии представителя энергоснабжающей организации с оформлением акта, содержащего сведения о параметрах испытаний, а также о максимальном рабочем давлении теплоносителя;
  • провести проверку плотности закрытия запорной и регулирующей арматуры;
  • восстановить нарушенные изоляционные покрытия на трубопроводах и другом оборудовании систем теплопотребления;
  • произвести замену или ремонт и наладку автоматики регулирования расхода и температуры теплоносителя в системах отопления, вентиляции и на водоподогревателях;
  • разработать планы по ликвидации возможных аварий и инцидентов с указанием необходимых для этого персонала, материалов и оборудования;
  • составить (скорректировать) перечень и создать (восполнить) аварийный запас оборудования, материалов из расчета эксплуатируемого оборудования;
  • провести инвентаризацию заключенных договоров на обслуживание систем теплопотребления с организациями, которые необходимо привлекать к устранению возможных аварий и инцидентов в системах теплопотребления и ликвидации их последствий;
  • выполнить при необходимости комплекс работ по ремонту строительных конструкций зданий и сооружений (утепление, остекление, ремонт кровли и другие работы) (п. 18 Правил).

Проверка готовности к работе в ОЗП

Комиссия. Для проверки готовности работы к ОЗП приказом руководителя организации здравоохранения создается комиссия, в состав которой обязательно включаются:

  • руководители и другие ответственные должностные лица организации;
  • представители органа госэнергогазнадзора по согласованию;
  • представитель местного исполкома или уполномоченной им организации по согласованию — для жилищного фонда, находящегося на обслуживании организации здравоохранения.

Комиссия должна быть назначена не позднее чем за 10 дней до начала своей работы.

Если в ходе проверки готовности у членов комиссии отсутствуют замечания к выполнению организацией здравоохранения требований по готовности к работе в ОЗП, каждый из членов комиссии в пределах своей компетенции подтверждает фактическую готовность систем теплопотребления организации к работе в такой период.

Принятие единогласного решения всеми членами комиссии о готовности к работе в ОЗП является основанием для оформления акта проверки готовности потребителя тепловой энергии к работе в ОЗП (далее — акт проверки готовности).

Акт проверки готовности. Данный акт оформляется комиссией по форме приложения 4 к Правилам.

От редакции
Форму акта можно скачать по ссылке.

При отсутствии у комиссии замечаний к акту прилагается перечень объектов организации здравоохранения как потребителя тепловой энергии.

Акт должен быть оформлен до 20 сентября текущего года с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных п. 18, 19 Правил:

  • при обеспечении готовности к приему тепловой энергии;
  • при выполнении плановых ремонтов основного и вспомогательного тепломеханического оборудования в необходимых объемах и по качеству, соответствующему установленным требованиям, оформленных актами приемки;
  • при обеспечении готовности теплоустановок и тепловых сетей к выполнению температурных графиков при всех диапазонах температур наружного воздуха в данной местности;
  • при окончании всех ремонтных работ на системах теплопотребления, работ по утеплению зданий и помещений;
  • при выполнении запланированных мероприятий по предупреждению повреждений оборудования и сооружений в условиях пониженных температур наружного воздуха;
  • при выполнении испытаний тепловых сетей, водоподогревателей, испытаний и промывок тепловых пунктов, систем отопления, систем вентиляции с оформлением соответствующего акта;
  • при выполнении проверки технического состояния средств измерений и систем автоматического регулирования теплопотребления;
  • при наличии поверенных приборов учета тепловой энергии (средств расчетного учета);
  • при наличии исправных систем регулирования потребления тепловой энергии;
  • при наличии в тепловых пунктах температурных графиков внутренних систем теплопотребления;
  • при выполнении предписаний органа госэнергогазнадзора, органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, касающихся подготовки к работе в ОЗП;
  • при обеспечении исправного технического состояния дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, использующих поквартирное газовое оборудование для отопления и горячего водоснабжения;
  • при обеспечении надежности электроснабжения (п. 37 Правил).

На практике акт проверки готовности ведомственной организации здравоохранения необходимо оформить раньше, т.к. сроки регистрации паспортов готовности для таких организаций устанавливаются в диапазоне между последней декадой июля и началом последней декады августа.

Датой акта является дата его подписания председателем комиссии.

При наличии у комиссии замечаний к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения. В случае устранения замечаний комиссия проводит повторную проверку, по результатам которой составляет новый акт проверки готовности потребителя.

Акт проверки готовности потребителя является основанием для оформления паспорта готовности потребителя.

Оформление паспорта готовности потребителя

Крайний срок для оформления паспорта готовности потребителя — до 30 сентября текущего года (ч. 1 п. 38 Правил). В ТКП 388-2012 — до 1 октября.

Паспорт оформляется по форме приложения 5 к Правилам в двух экземплярах, подписывается руководителем организации здравоохранения, являющейся владельцем теплосточника, и регистрируется в органе госэнергогазнадзора в порядке осуществления административной процедуры, предусмотренной п. 3.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156). Регистрация паспорта осуществляется бесплатно в течение одного дня и действует до окончания отопительного периода.

От редакции
Форму паспорта готовности потребителя можно скачать по ссылке.

Один экземпляр паспорта готовности потребителя с актом проверки готовности потребителя хранится в организации здравоохранения, второй экземпляр — в органе госэнергогазнадзора. Также копию данного паспорта необходимо предоставить в энергоснабжающую организацию (ч. 2–4 п. 38 Правил).

Если паспорт готовности потребителя не оформлен и не зарегистрирован до 30 сентября, то с 1 октября при выполнении условий готовности к работе в ОЗП вместо паспорта оформляется акт проверки готовности потребителя (ч. 1–3 п. 39 Правил).

Руководителю на заметку
За непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования для работы в ОЗП руководитель организации здравоохранения может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, а организация — от 30 до 500 базовых величин (ст. 20.11 КоАП). Обратите внимание, с 01.01.2020 размер базовой величины — 27 руб.

Требования к тепловым пунктам    

Тепловой пункт — это комплекс трубопроводов, запорной арматуры, оборудования и приборов, обеспечивающий присоединение систем теплопотребления к тепловым сетям и предназначенный для преобразования, распределения и учета тепловой энергии.

Индивидуальный тепловой пункт — тепловой пункт для присоединения систем отопления, теплоснабжения, установок систем вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоустановок одного здания или его части к тепловым сетям.

Центральный тепловой пункт — комплекс оборудования, осуществляющего подготовку теплоносителя, контроль его параметров, централизованный учет, регулирование отпуска тепловой энергии, сооружаемый на вводах тепловых сетей в квартал, к потребителю и предназначенный для обслуживания двух и более зданий (п. 3 Правил теплоснабжения (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2019 № 609)).

Как мы упоминали выше, теплоустановки и тепловые сети организации здравоохранения как потребителя тепловой энергии должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, в частности ТКП 458-2012, которым установлены требования к тепловым пунктам.

На дверях теплового пункта должно быть запорное устройство и табличка с надписью «Теплопункт. Посторонним вход воспрещен. Ф. И. О. ответственного за оборудование теплового пункта. Номер телефона» (п. 11.8, 11.9 ТКП 458-2012; п. 12.31 ТКП 459-2012).

В тепловом пункте должны быть:

  • искусственное рабочее и аварийное освещение, выполненное во влагозащищенном исполнении (п.11.42, 11.43 ТКП 458-2012);
  • трап или водосборный приямок (п.11.12, 11.40 ТКП 458-2012);
  • приточно-вытяжная вентиляция (п. 11.37 ТКП 458-2012);
  • принципиальная схема расположенных в нем трубопроводов и оборудования с нумерацией арматуры и расстановкой КИПиА, руководство по эксплуатации, инструкция по охране труда, температурный график тепловой сети (п. 16.8 ТКП 458-2012);
  • наличие тепловой изоляции на трубопроводах, запорной арматуре, фланцевых соединениях, водоподогревателях, баках-аккумуляторах, сборных конденсатных баках (п. 10.36, 16.7 ТКП 458-2012);
  • наличие опознавательной окраски и маркировочных надписей на поверхности тепловой изоляции трубопроводов (п. 11.33 ТКП 458-2012);
  • наличие на теплообменных аппаратах (водоподогревателях) табличек с информацией: наименование изготовителя; наименование изделия и его обозначение; давление рабочее и расчетное для греющей и нагреваемой сред, МПа; максимальная температура греющей среды, С0; номер изготовителя; год изготовления,; масса сосуда (п. 24.2 ТКП 458-2012);
  • наличие поверенных приборов учета и исправных систем регулирования потребления тепловой энергии (п. 4.4.7 ТКП 388-2012).

Дополнительно по теме:
Д. Филипенко "Порядок подготовки к работе в ОЗП теплоисточников организаций здравоохранения, санаториев"
Д. Филипенко "Топ-10 нарушений, выявляемых при проверке готовности к работе в ОЗП"
С. Гриневич "Организация работ по подготовке инженерного оборудования учреждений здравоохранения к отопительному сезону"

2225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.11.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2559
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок