Порядок подготовки к работе в ОЗП теплоисточников организаций здравоохранения, санаториев

В статье рассмотрены основные этапы подготовки теплоисточников организаций здравоохранения, санаториев к работе в осенне-зимний период 2020-2021 гг., их содержание и оформление с учетом вступления в силу с 20.05.2020 нового правового акта, регулирующего порядок такой подготовки.

Филипенко Дмитрий

менеджер проектов ООО «СтАрТмедконсалт»

1757 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ряд организаций здравоохранения, включая центры гигиены и эпидемиологии, а также санаториев (далее — организация здравоохранения) кроме того, что являются владельцами систем теплопотребления, т.е. выступают в качестве потребителей тепловой энергии, также являются владельцами теплоисточников, в частности котельной.

С 20.05.2020 при подготовке теплоисточников к работе в осенне-зимний период (далее — ОЗП) необходимо руководствоваться Правилами подготовки организаций к отопительному сезону, его проведения и завершения, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 286 (далее — Правила).

ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии» (утв. постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 06.06.2012 № 27/8) с указанной даты применяются в части, не урегулированной и не противоречащей Правилам.

Процесс подготовки теплоисточников организаций здравоохранения условно можно разделить на следующие этапы:

1. Планирование мероприятий по подготовке к работе в ОЗП.

2. Реализация мероприятий по подготовке к работе в ОЗП.

3. Проверка готовности теплоисточника к работе в ОЗП.

4. Оформление и регистрация паспорта готовности теплоисточника.

Планирование мероприятий

Реализация мероприятий по подготовке теплоисточника к работе в ОЗП осуществляется на основании разработанного организацией здравоохранения плана организационно-технических мероприятий по подготовке теплоисточников к работе в ОЗП (далее — план ОТМ).

При разработке плана ОТМ организации здравоохранения необходимо учесть:

  • требования законодательства;
  • предписания и рекомендации органа госэнергогазнадзора, Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее — Госпромнадзор) (если теплоисточник является объектом, поднадзорным Госпромнадзору), органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  • требования локальных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (п. 9 Правил).

При необходимости выполнения испытаний, ремонта и наладки оборудования теплоисточников планы графики производства работ составляются с учетом времени отключения энергоснабжающими организациями теплоисточников и (или) тепловых сетей, но не более 14 дней, с 2021 г. — не более 13 дней. Если проведение этих работ требует больше времени, чем предполагаемый период отключения горячего водоснабжения, в плане организации работ должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить горячее водоснабжение при наличии технической возможности (п. 11 Правил).

Реализация мероприятий

В ходе подготовки к работе в ОЗП организации здравоохранения, имеющей теплоисточник, в зависимости от его особенностей необходимо:

  • провести работы на теплоисточниках, тепловых сетях, насосных тепловых пунктах (по балансовой принадлежности) по техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования, трубопроводов, систем регулирования и учета тепловой энергии;
  • создать необходимый запас материальных ресурсов, укомплектовать ремонтные подразделения требуемыми машинами и механизмами;
  • провести работы по техническому обслуживанию и ремонту внешних и внутренних инженерных коммуникаций, а также источников электро- и водоснабжения;
  • провести промывки, испытания и наладку оборудования теплоисточников, тепловых сетей и тепловых пунктов;
  • провести контроль наличия дроссельных диафрагм на трубопроводах тепловых сетей и тепловых пунктов, выполнить перерасчет гидравлического режима (при необходимости);
  • провести проверку плотности закрытия запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры на тепловых сетях и тепловых пунктах;
  • провести поверку приборов учета тепловой энергии (средств расчетного учета), техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии (средств расчетного учета) и систем автоматического регулирования тепловой энергии, произвести дооснащение указанными приборами (при необходимости);
  • провести ремонт строительных конструкций здания теплоисточника (при необходимости);
  • провести обследование технического состояния дымовых труб, дымовых и вентиляционных каналов газифицированных теплоисточников с привлечением специализированной организации;
  • оснастить теплоисточники, использующие местные топливо-энергетические ресурсы, площадками и навесами (крытыми складами) для сушки и хранения твердого топлива (дров) с созданием его 7-дневного запаса (п. 10 Правил).

Все работы на оборудовании теплоисточников и тепловых сетей должны быть выполнены, а нарушения и дефекты, выявленные в ходе подготовки к работе в ОЗП, устранены не позднее 20 сентября текущего года (п. 16 Правил).

Проверка готовности теплоисточника

Комиссия. Организация здравоохранения, являющаяся владельцем теплоисточника, обязана проверить его готовность к работе в ОЗП для выявления и устранения недостатков, снижающих устойчивость работы теплоисточников в условиях пониженных температур воздуха в ОЗП (п. 22 Правил).

Проверка готовности теплоисточника, в отношении которого подлежит оформлению и регистрации паспорт готовности теплоисточника, проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации здравоохранения — владельца теплоисточника.

В состав комиссии в обязательном порядке включаются:

  • представители владельца теплоисточника;
  • представители органа госэнергогазнадзора по согласованию;
  • представитель местного исполкома или уполномоченной им организации по согласованию для теплоисточников, отапливающих жилищный фонд организации здравоохранения.

Комиссию необходимо назначить не позднее чем за 10 дней до начала ее работы. При участии в работе комиссии ее члены в пределах своей компетенции подтверждают фактическую готовность теплоисточника. (п. 24 Правил).

Акт проверки готовности. Готовность теплоисточников к работе в ОЗП признается единогласным решением всех членов комиссии, которое оформляется актом проверки готовности теплоисточника к работе в ОЗП по форме приложения 2 к Правилам.

От редакции
Форму акта проверки готовности теплоисточника можно скачать по ссылке.

Готовность котельной мощностью более 200 кВт независимо от мощности установленных в ней котлов дополнительно подтверждается наличием заключения Госпромнадзора по результатам обследования котельной в части ее готовности к работе в ОЗП по форме, определяемой Министерством по чрезвычайным ситуациям (ч. 1 п. 26 Правил).

Акт проверки готовности теплоисточника необходимо оформить до 20 сентября текущего года, если более ранний срок не установлен графиком регистрации паспортов готовности теплоисточников, составленным органом госэнергогазнадзора и утвержденным исполкомом соответствующего территориального уровня (п. 7, 28 Правил).

Оформление акта проверки готовности теплоисточника осуществляется с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных в п. 10 Правил:

  • при обеспечении готовности к несению заданной тепловой мощности с указанием ее максимума;
  • при выполнении плановых ремонтов оборудования в необходимых объемах и с качеством, соответствующим установленным нормам;
  • при обеспечении готовности теплоисточника и тепловых сетей к выполнению температурного графика;
  • при обеспечении нормативного запаса топлива в количестве, обеспечивающем надежную работу теплоисточника;
  • при наличии графика перевода теплоисточника на резервный вид топлива в дни значительных похолоданий или при сокращении поставок газа в Республику Беларусь;
  • при выполнении запланированных мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, сооружений и нарушений технологических схем в условиях низких температур наружного воздуха;
  • при выполнении плановых ремонта и диагностики тепловых сетей;
  • при наличии графика ограничения и отключения потребителей при дефиците топлива или возможных авариях и инцидентах;
  • при наличии положения о взаимоотношениях с потребителями и взаимодействии при авариях и инцидентах;
  • при обеспечении водного режима для работы тепломеханического оборудования согласно установленным нормам;
  • при наличии устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики в технически исправном состоянии, введенных в эксплуатацию в соответствии с заданными уставками, и выполнении планов технического обслуживания таких устройств;
  • при выполнении требований взрыво- и пожаробезопасности кабельного и топливного хозяйств;
  • при соответствии схем внешнего электроснабжения требованиям по надежности электроснабжения;
  • при утеплении и исправном техническом состоянии ограждающих строительных конструкций;
  • при выполнении предписаний органа госэнергогазнадзора, Госпромнадзора и органов государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, касающихся подготовки к работе в ОЗП;
  • при наличии аварийного запаса материалов и запасных частей;
  • при обеспечении исправного технического состояния дымовых труб, дымовых и вентиляционных каналов газифицированных теплоисточников;
  • при отсутствии к 20 сентября текущего года длительных (более 30 суток) внеплановых (аварийных) ремонтов основного оборудования, если они могут привести к ограничению теплоснабжения потребителей в ОЗП (п. 28 Правил).

Документы для госэнергогазнадзора

При проверке готовности теплоисточника (а также потребителя тепловой энергии) к работе в предстоящий ОЗП представитель органа госэнергогазнадзора рассматривает следующую документацию:

  • распорядительный документ o назначении комиссии по проверке готовности к работе в предстоящий ОЗП;
  • план организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в предстоящий ОЗП;
  • документы, подтверждающие наличие в организации обслуживающего персонала, эксплуатирующего теплоустановки и тепловые сети, или договора со специализированной организацией на обслуживание теплоустановок и тепловых сетей (в случае отсутствия обслуживающего персонала в организации), ответственного за тепловое хозяйство (приказ, выписка из журнала проверки знаний);
  • перечень объектов, использующих тепловую энергию (с указанием адресов) подписанный руководителем;
  • свидетельство o поверке приборов учета тепловой энергии;
  • акты, подтверждающие выполнение работ по испытаниям и промывкам трубопроводов и оборудования тепловых пунктов, тепловых сетей, систем отопления, систем теплоснабжения вентиляционных установок;
  • заключение Госпромнадзора o готовности поднадзорного Госпромнадзору котельного оборудования единичной мощности 100 кВт и выше или суммарной мощности 200 кВт к работе в ОЗП;
  • положение o взаимоотношении с потребителями и взаимодействии при аварийных ситуациях (при отпуске тепловой энергии сторонним потребителям).

При проверке готовности электроустановок потребителя и теплоисточника представитель Госэнергогазнадзора рассматривает следующую документацию:

  • план организационно-технических мероприятий по подготовке к работе в предстоящий ОЗП;
  • протоколы профилактических испытаний электроустановок;
  • сведения об организации эксплуатации электроустановок (наличие обслуживающего персонала или договора на техническое обслуживание электроустановок, наличие лица, ответственного за электрохозяйство (приказ, выписка из журнала подтверждения (присвоения) группы по электробезопасности)), протоколы испытаний средств защиты;
  • утвержденную однолинейную схему электроснабжения;
  • положение o взаимоотношении между энергоснабжающей организацией и потребителем при наличии у потребителя на балансе электроустановок, включенных в транзитную часть энергоснабжающей организации, и (или) имеющие собственные электростанции и альтернативные источники энергии, от которых может быть подано напряжение в сеть;
  • акты проверки работоспособности устройств автоматического ввода резерва, дизельной электростанции, источников бесперебойного питания (для потребителей, имеющих электроприемники I особой категории).

Подписанный всеми членами комиссии акт проверки готовности теплоисточника и в необходимых случаях заключение Госпромнадзора являются основанием для оформления паспорта готовности теплоисточника.

Оформление и регистрация паспорта готовности

Оформлению и регистрации паспортов готовности теплоисточника подлежат теплоисточники мощностью 50 кВт и более независимо от мощности установленных в них котлов с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляющие теплоснабжение объектов жилищного фонда, социального и культурно-бытового назначения, учреждений образования, а также теплоисточники мощностью более 100 кВт независимо от мощности установленных в них котлов, за исключением отпускающих тепловую энергию на технологические нужды (п. 23 Правил).

Согласно Правилам паспорт готовности теплоисточника оформляется владельцем теплоисточника по форме приложения 3 к Правилам до 30 сентября текущего года.

От редакции
Форму паспорта готовности теплоисточника можно скачать по ссылке.

На практике графиками регистрации паспортов готовности теплоисточников, утвержденными исполкомами соответствующего территориального уровня, сроки регистрации таких паспортов организациями здравоохранения определены датами не позднее 1 сентября текущего года.

Паспорт регистрируется в органе госэнергогазнадзора в порядке осуществления административной процедуры, предусмотренной п. 3.32 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156). Регистрация паспорта осуществляется бесплатно в течение одного дня и действует до окончания отопительного периода.

Один экземпляр паспорта готовности теплоисточника с актом проверки готовности теплоисточника хранится у владельца теплоисточника, второй экземпляр — в органе госэнергогазнадзора, а по теплоисточникам, отапливающим жилищный фонд организации здравоохранения, копия паспорта готовности теплоисточника представляется в районную (городскую) организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющую жилищно-коммунальные услуги, подчиненную местному исполкому (ч. 3 п. 29 Правил).

Как и в случае с паспортом готовности потребителя, паспорт готовности теплоисточника не оформляется и не регистрируется после 30 сентября. То есть организации здравоохранения необходимо предпринять все меры для того, чтобы акт проверки готовности был оформлен после первой проверки или при наличии у членов комиссии замечаний — после повторной проверки готовности теплоисточника к работе в ОЗП с учетом указанного крайнего срока регистрации паспорта готовности.

Дополнительно по теме:
Д. Филипенко "Порядок подготовки к работе в ОЗП потребителей тепловой энергии в здравоохранении"
Д. Филипенко "Топ-10 нарушений, выявляемых при проверке готовности к работе в ОЗП"
С. Гриневич "Организация работ по подготовке инженерного оборудования учреждений здравоохранения к отопительному сезону"

1757 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1099
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок