В статье «Рассмотрение дел об административных правонарушениях органами госсаннадзорa» («Руководитель. Здравоохранение» № 7 (2019), c. 23) в стадии рассмотрения ДАП мы выделили и рассмотрели 4 подстадии: 1) подготовка к рассмотрению ДАП: 2) фактическое рассмотрение ДАП; 3) вынесение постановления по результатам рассмотрения ДАП; 4) объявление вынесенного постановления и вступление его в законную силу.
Также мы отметили, что при подготовке к рассмотрению ДАП дело может быть возвращено (ст. 11.3 ПИКоАП) и допускается соединение нескольких ДАП (ст. 11.3-1 ПИКоАП). Также рассмотрение дела может быть приостановлено на этапе подготовки к рассмотрению ДАП или фактического рассмотрения ДАП (ст. 11.2 ПИКоАП).
Далее рассмотрим основания и порядок совершения должностным лицом органа госсаннадзора указанных процессуальных действий.
Возврат ДАП
Из ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП можно сделать вывод о том, что ДАП подлежит возвращению органу, ведущему административный процесс и направившему ДАП для рассмотрения, при наличии в деле одновременно или по отдельности следующих недостатков:
- не соблюдены требования к форме или содержанию протокола об административном правонарушении;
- не соблюдены требования к перечню материалов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (далее — протокол об АП).
При этом речь идет не о праве уполномоченного на рассмотрение ДАП должностного лица возвратить дело, а об обязательности совершить данное процессуальное действие при наличии указанных недостатков.
На практике эти недостатки могут выражаться в следующем:
- протокол об АП составлен неуполномоченным лицом;
- в составленном в отношении должностного лица протоколе об АП не указано должностное положение этого лица;
- в протоколе об АП отсутствует подпись лица, в отношении которого он составлен, или отметка о его отказе от подписания протокола в случае, если орган, ведущий административный процесс, не принял мер для надлежащего уведомления лица, в отношении которого ведется административный процесс, о необходимости его явки для составления протокола об административном правонарушении, и нет оснований признавать действия указанного лица уклонением от явки в орган, ведущий административный процесс;
- отсутствие доказательств направления протокола об АП лицу, в отношении которого он составлен, в случае его уклонения от явки в орган, ведущий административный процесс;
- в протоколе об АП не указана соответствующая статья (часть статьи) Особенной части КоАП, на основании которой квалифицировано деяние лица, в отношении которого ведется административный процесс, либо неправильно описана объективная сторона деяния;
- в протоколе об АП либо в приложенных к нему материалах дела отсутствуют сведения, необходимые для решения вопроса о применении административного взыскания.
Существенным недостатком протокола об АП является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП и сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного ДАП (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого ведется административный процесс, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола об АП и т. п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола об АП, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также, например, несоблюдение сроков составления протокола об АП и направления протокола для рассмотрения, поскольку эти сроки не являются пресекательными. Либо составление протокола об АП в отсутствие лица, в отношении которого был начат административный процесс, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки были признаны неуважительными.
Срок для возврата ДАП — 5 календарных дней. Решение о возврате ДАП оформляется постановлением. При возврате дела необходимо указывать на все имеющиеся недостатки, подлежащие устранению.
После устранения недостатков при повторном получении ДАП для рассмотрения срок рассмотрения ДАП исчисляется со дня повторного получения уполномоченным на рассмотрение дела должностным лицом органа госсаннадзора протокола об АП и других материалов дела.
Приостановление рассмотрения ДАП
Приостановление рассмотрения ДАП представляет собой прекращение процессуальных действий по делу при наличии обстоятельств, препятствующих дальнейшему продвижению административного процесса, относительно которых неизвестно, когда они будут устранены.
Действующий ПИКоАП предусматривает три таких обстоятельства:
- назначение экспертизы. ДАП приостанавливается на срок проведения экспертизы;
- утрата физическим лицом дееспособности. ДАП приостанавливается до назначения недееспособному лицу представителя;
- физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания, либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении ДАП, при условии, что указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. ДАП приостанавливается до минования указанных обстоятельств.
Перечень этих оснований приостановления рассмотрения ДАП является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Обстоятельства, являющиеся основаниями для приостановления рассмотрения ДАП, должны быть подтверждены документально. Поскольку приостановление рассмотрения ДАП прекращает дальнейшее движение дела, на него может быть подана жалоба.
О приостановлении рассмотрения ДАП выносится мотивированное постановление.
Унифицированная форма постановления о приостановлении рассмотрения ДАП в сфере государственного санитарного надзора отсутствует. Рекомендуем использовать на практике прилагаемый образец.
От редакции
Образец постановления о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении можно скачать по ссылке
В отличие от отложения рассмотрения ДАП, при приостановлении рассмотрение ДАП откладывается на неопределенный срок и никаких процессуальных действий до возобновления рассмотрения дела не производится. Однако приостановление рассмотрения ДАП не является препятствием для совершения тех процессуальных действий, которые могут быть совершены на любой стадии административного процесса, например, принятие обеспечительных мер.
При приостановлении рассмотрения ДАП необходимо учитывать сроки наложения административного взыскания, предусмотренные ст. 7.6 КоАП, которые должны быть соблюдены, несмотря на применение приостановления.
Следует иметь в виду, что административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения не позднее двух месяцев со дня его совершения. Истечение указанного срока является обстоятельством, исключающим административный процесс, а если административный процесс уже начат — основанием для вынесения постановления о прекращении производства по делу (п. 1 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).
Исключение из указанного правила предусмотрено в отношении длящегося правонарушения, за которое административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (п. 2 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).
Сроки наложения административных взысканий, предусмотренных ст. 15.51, 16.8 КоАП (в части нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции), определяются в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП.
Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 7.6 КоАП в случае приостановления рассмотрения ДАП административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения ДАП.
Соединение ДАП
На основании ст. 11.3-1 ПИКоАП в одном административном процессе и применительно к сфере государственного санитарного надзора могут быть соединены дела об административных правонарушениях:
- о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если все они подведомственны органам госсаннадзора;
- о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицами;
- о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами.
При наличии соответствующих оснований для принятия решения о соединении дел в одно производство уполномоченное на рассмотрение ДАП должностное лицо органа госсаннадзора должно вынести соответствующее постановление. Унифицированной формы такого постановления в сфере деятельности органов госсаннадзора также нет. Полагаем, что такая форма может быть разработана самостоятельно. При этом обязательным является указание на основания для соединения дел в одно производство.
От редакции
Образец постановления о соединении дел об административном правонарушении в одно производство можно скачать по ссылке
Срок рассмотрения соединенных ДАП исчисляется со дня получения должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым (ч. 3 ст. 11.3-1 ПИКоАП).
Институт соединения ДАП в одно производство позволяет исключить дублирование одних и тех же процессуальных действий по разным делам в ходе ведения административного процесса по факту совершения нескольких правонарушений одним лицом либо одного и того же правонарушения несколькими лицами (группой лиц), что способствует процессуальной и материальной экономии.