В редакцию журнала «Руководитель. Здравоохранение» поступил вопрос от читателя, касательно применения подп. 1.1 п. 1 Перечня учреждений и их подразделений, а также должностей, работа в которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в связи с особым характером труда* (далее — Перечень).

*Утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 264 (ред. от 4 февраля 2003 г.).

Подпункт 1.1 п. 1 Перечня

Для получения ответа на вопрос мы обратились в Министерство здравоохранения Республики Беларусь с просьбой разъяснить норму подп. 1.1 п. 1 Перечня.


Письмо редакции «О разъяснении отдельных положений приказа от 27.08.1999 № 264»

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

<…>

В графе 2 подпункта 1.1 п. 1 Перечня перечислено наименование должностей, занятие которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в размере 95–120 % от тарифной ставки первого разряда в месяц.

В частности, в указанной части Перечня есть следующий фрагмент:

«…инженеры (техники) барокамер; библиотечные и клубные работники; психологи; юрисконсульты; заведующие хозяйством; профессии рабочих при работе внутри отделений; парикмахеры, гардеробщики, лифтеры, занятые обслуживанием психически больных…»

Просим разъяснить, относится ли фраза «занятые обслуживанием психически больных» только к парикмахерам, гардеробщикам, лифтерам, либо она относится ко всем должностям, перечисленным до нее через точку с запятой. То есть является ли основанием для указанного выше повышения исходного должностного оклада (ставки) сам факт занятия работником должности, указанной в графе 2 подпункта 1.1 п. 1 Перечня, например должности юрисконсульта в психиатрической больнице, или для установления повышения необходимо, чтобы работник, занимающий соответствующую должность, был задействован в обслуживании психически больных пациентов?

<…>


Ответ Министерства здравоохранения «О разъяснении»

<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>

<…>

Перечень учреждений, их подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в связи с особым характером труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 27 августа 1999 г. № 264 (далее — Перечень), разработан в соответствии с таблицей 9 приложения 2 к постановлению Министерства труда от 16.01.1999 № 7 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы» (в настоящее время действует постановление Министерства труда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»).

Примечаниями к данной таблице определено, что конкретные размеры повышений тарифных окладов (ставок) по категориям работников определяются в коллективном договоре или нанимателем.

В организациях здравоохранения работа по определению размеров повышений окладов (ставок) работников в связи с особым характером труда проводится с учетом хронометражных наблюдений рабочего дня (рабочей смены) работников и их занятости с особым характером труда (не менее 50 % месячной нормы рабочего времени) постоянно действующей комиссией, создаваемой приказом руководителя, в состав которой включаются работники экономической, бухгалтерской, кадровой службы, представитель профсоюза и другие.

По подпункту 1.1. пункта 1 Перечня повышение тарифного оклада (ставки) может быть установлено работникам, работающим в должностях, перечисленных в данном подпункте, включая инженеров (техников) барокамер, библиотечных и клубных работников, психологов, юрисконсультов, заведующих хозяйством, профессии рабочих при работе внутри отделений, парикмахеров, гардеробщиков, лифтеров, занятых обслуживанием психически больных, в вышеуказанном порядке.

Заместитель Министра                   Подпись                          В. Д. Шило


Комментарий редакции

Из разъяснения Министерства здравоохранения можно сделать вывод о том, что фраза «занятые обслуживанием психически больных» относится не только к парикмахерам, гардеробщикам, лифтерам, но и к другим должностям, перечисленным в графе 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня через точку с запятой.

Не вдаваясь в детали способов (методов) и приемов толкования норм права, которые применяются для уяснения смысла определенной правовой нормы, отметим следующее.

Для уяснения смысла нормы права недостаточно применения одного лишь филологического* способа толкования, в частности, что касается использования в тексте нормы права знаков препинания. Данный способ толкования нуждается в проверке посредством других способов толкования: логического, систематического, специально-юридического, целевого, функционального и др.

*Также называется языковым, грамматическим, текстовым.

Если проанализировать положения графы 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня, используя способы логического, специально-юридического и целевого толкования, то можно сделать вывод о том, что особый характер труда связан не с фактом занятия указанных в подп. 1.1 п. 1 Перечня должностей в учреждениях здравоохранения определенного профиля, а с занятостью работников, работающих в них на определенных должностях, обслуживанием психически больных пациентов. На это указывают и исключения, приведенные в этой части Перечня. В частности, исключены должности врачей, среднего медперсонала нейрохирургических, неврологических и др. отделений, кабинетов, палат, не предназначенных для лечения психически больных и лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, врачей-статистиков, медицинских статистиков, медицинских регистраторов архива.

Кроме того, если бы намерение правотворческого органа состояло в установлении повышения окладов (ставок) только исходя из факта занятия работником соответствующей должности, то зачем было делать упомянутое выше исключение, специальную оговорку для провизоров и фармацевтов и почему наряду с должностью юрисконсульта не указаны должности экономиста, бухгалтера, специалиста по кадрам?..

Руководителю на заметку
Отечественное законодательство порой нельзя назвать простым и понятным для правоприменителей, в числе которых и специалисты организаций здравоохранения. В случае возникновения спорных вопросов по однозначному пониманию правовых предписаний, содержащихся в определенном нормативном правовом акте, за их толкованием целесообразно обратиться к юристу организации, владеющему способами юридического толкования правовых норм.
Также вы можете направить вопрос в редакцию по электронной почте rz@ipag.by.

Редакция журнала

1099 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Рассмотрение обращений. Разрешение споров. Безопасность медицинского бизнеса (Дополнено 25.10.2024)

Здесь вы найдете информацию о порядке рассмотрения обращений пациентов, в т.ч. жалоб и претензий, примеры разрешения споров между частными медорганизациями и пациентами,...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 2494

Основные ошибки при проведении дезинфекции и стерилизации в организациях здравоохранения (видеоматериалы)

Стерилизация и дезинфекция — это не просто процедуры, это гарантия безопасности пациентов и сотрудников. А с вступлением в силу нового приказа Министерства здравоохранени...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 378
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок