В редакцию журнала «Руководитель. Здравоохранение» поступил вопрос от читателя, касательно применения подп. 1.1 п. 1 Перечня учреждений и их подразделений, а также должностей, работа в которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в связи с особым характером труда* (далее — Перечень).
*Утвержден приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 августа 1999 г. № 264 (ред. от 4 февраля 2003 г.).
Подпункт 1.1 п. 1 Перечня
Для получения ответа на вопрос мы обратились в Министерство здравоохранения Республики Беларусь с просьбой разъяснить норму подп. 1.1 п. 1 Перечня.
Письмо редакции «О разъяснении отдельных положений приказа от 27.08.1999 № 264»
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
<…>
В графе 2 подпункта 1.1 п. 1 Перечня перечислено наименование должностей, занятие которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в размере 95–120 % от тарифной ставки первого разряда в месяц.
В частности, в указанной части Перечня есть следующий фрагмент:
«…инженеры (техники) барокамер; библиотечные и клубные работники; психологи; юрисконсульты; заведующие хозяйством; профессии рабочих при работе внутри отделений; парикмахеры, гардеробщики, лифтеры, занятые обслуживанием психически больных…»
Просим разъяснить, относится ли фраза «занятые обслуживанием психически больных» только к парикмахерам, гардеробщикам, лифтерам, либо она относится ко всем должностям, перечисленным до нее через точку с запятой. То есть является ли основанием для указанного выше повышения исходного должностного оклада (ставки) сам факт занятия работником должности, указанной в графе 2 подпункта 1.1 п. 1 Перечня, например должности юрисконсульта в психиатрической больнице, или для установления повышения необходимо, чтобы работник, занимающий соответствующую должность, был задействован в обслуживании психически больных пациентов?
<…>
Ответ Министерства здравоохранения «О разъяснении»
<ИЗВЛЕЧЕНИЕ>
<…>
Перечень учреждений, их подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышение исходных должностных окладов (ставок) в связи с особым характером труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 27 августа 1999 г. № 264 (далее — Перечень), разработан в соответствии с таблицей 9 приложения 2 к постановлению Министерства труда от 16.01.1999 № 7 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы» (в настоящее время действует постановление Министерства труда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»).
Примечаниями к данной таблице определено, что конкретные размеры повышений тарифных окладов (ставок) по категориям работников определяются в коллективном договоре или нанимателем.
В организациях здравоохранения работа по определению размеров повышений окладов (ставок) работников в связи с особым характером труда проводится с учетом хронометражных наблюдений рабочего дня (рабочей смены) работников и их занятости с особым характером труда (не менее 50 % месячной нормы рабочего времени) постоянно действующей комиссией, создаваемой приказом руководителя, в состав которой включаются работники экономической, бухгалтерской, кадровой службы, представитель профсоюза и другие.
По подпункту 1.1. пункта 1 Перечня повышение тарифного оклада (ставки) может быть установлено работникам, работающим в должностях, перечисленных в данном подпункте, включая инженеров (техников) барокамер, библиотечных и клубных работников, психологов, юрисконсультов, заведующих хозяйством, профессии рабочих при работе внутри отделений, парикмахеров, гардеробщиков, лифтеров, занятых обслуживанием психически больных, в вышеуказанном порядке.
Заместитель Министра Подпись В. Д. Шило
Комментарий редакции
Из разъяснения Министерства здравоохранения можно сделать вывод о том, что фраза «занятые обслуживанием психически больных» относится не только к парикмахерам, гардеробщикам, лифтерам, но и к другим должностям, перечисленным в графе 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня через точку с запятой.
Не вдаваясь в детали способов (методов) и приемов толкования норм права, которые применяются для уяснения смысла определенной правовой нормы, отметим следующее.
Для уяснения смысла нормы права недостаточно применения одного лишь филологического* способа толкования, в частности, что касается использования в тексте нормы права знаков препинания. Данный способ толкования нуждается в проверке посредством других способов толкования: логического, систематического, специально-юридического, целевого, функционального и др.
*Также называется языковым, грамматическим, текстовым.
Если проанализировать положения графы 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня, используя способы логического, специально-юридического и целевого толкования, то можно сделать вывод о том, что особый характер труда связан не с фактом занятия указанных в подп. 1.1 п. 1 Перечня должностей в учреждениях здравоохранения определенного профиля, а с занятостью работников, работающих в них на определенных должностях, обслуживанием психически больных пациентов. На это указывают и исключения, приведенные в этой части Перечня. В частности, исключены должности врачей, среднего медперсонала нейрохирургических, неврологических и др. отделений, кабинетов, палат, не предназначенных для лечения психически больных и лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, врачей-статистиков, медицинских статистиков, медицинских регистраторов архива.
Кроме того, если бы намерение правотворческого органа состояло в установлении повышения окладов (ставок) только исходя из факта занятия работником соответствующей должности, то зачем было делать упомянутое выше исключение, специальную оговорку для провизоров и фармацевтов и почему наряду с должностью юрисконсульта не указаны должности экономиста, бухгалтера, специалиста по кадрам?..
Руководителю на заметку
Отечественное законодательство порой нельзя назвать простым и понятным для правоприменителей, в числе которых и специалисты организаций здравоохранения. В случае возникновения спорных вопросов по однозначному пониманию правовых предписаний, содержащихся в определенном нормативном правовом акте, за их толкованием целесообразно обратиться к юристу организации, владеющему способами юридического толкования правовых норм.
Также вы можете направить вопрос в редакцию по электронной почте rz@ipag.by.
Редакция журнала
по теме