Классика управления кризисными ситуациями предлагает оценивать те или иные обстоятельства с точки зрения их воздействия на несколько ключевых аспектов:
- жизнь и здоровье людей;
- окружающая среда;
- активы компании;
- репутация компании;
- собственники (акционеры, участники) компании.
Любое негативное воздействие на каждый из них может поставить медицинскую компанию на грань существования. Что уж говорить о ситуациях, когда кризис затрагивает не отдельно взятую компанию, а целый регион, страну и мир в целом. В таких ситуациях сложно действовать по универсальному рецепту. У каждой компании стратегия управления в кризисной ситуации своя.
Тем не менее, неплохим подспорьем в таком случае будет членство компании в союзах и ассоциациях бизнесов. Это позволит не только координировать свои усилия, обмениваться важной информацией, но и сообща защищать свои интересы. Главное здесь — не переступить грань, после которой начинается недобросовестная конкуренция.
Важным тактическим шагом любой медицинской компании является создание антикризисной команды и разработка антикризисного плана. Любой антикризисный план лучше, чем его отсутствие. Он усиливает работу всех направлений деятельности медицинской компании, позволяет наладить необходимый обмен информацией, учесть интересы и риски всех подразделений.
Более того, антикризисный режим позволяет максимально эффективно реагировать на все изменения. А ситуация может изменяться даже несколько раз в день.
Итак, как определить состав антикризисной команды?
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что такая команда должна быть кросс-функциональной. То есть в ее состав должны входить специалисты, курирующие различные направления деятельности медицинской компании. Это могут быть руководители, заместители руководителя, ведущие специалисты, функции которых связаны с финансово-экономическим направлением, бухгалтерским учетом, снабжением, кадровой и юридической работой, организацией медицинской помощи.
В антикризисную команду можно включить и представителей других направлений деятельности компании или функций. Однако не следует усложнять структуру команды. Она должна быть гибкой. При этом каждый ее член должен четко понимать, какие у него полномочия и кто может принимать решения. Кроме того, у такой команды должен быть руководитель. Все это позволит оперативно реагировать на проблемные ситуации и не допускать «пинг-понга».
С одной стороны, антикризисная команда должна управлять ключевыми направлениями, с другой — обеспечивать необходимую поддержку.
Об управлении какими ключевыми направлениями идет речь?
Продажи и производство. Речь идет о продаже платных медицинских услуг и их выполнении. Следует помнить, что платные медицинские услуги оказывают и государственные организации. Однако, в их случае фокус может быть смещен в сторону бесплатной медицинской помощи. Тогда коммерческое направление и продажи будут отодвинуты на второй план.
При организации производства следует сфокусироваться на обеспечении стабильной работы организации.
Необходимо провести осмотр техники и техническое обслуживание наиболее востребованных единиц и их узлов. Проанализируйте еще раз ваши «узкие места»: помещения, компетенции, персонал и т. п. В кризисной ситуации они могут парализовать всю деятельность или привести к настоящей катастрофе.
При необходимости следует незамедлительно ввести экономию, не подвергая риску самые ликвидные позиции коммерческого / лечебного портфеля компании.
В государственной организации здравоохранения данные задачи можно поручить заместителю руководителя по медицинской части. Даже если такая должность в клинике отсутствует, в любом случае я бы рекомендовал по возможности руководителю избегать прямого управления этим аспектом. Его первоочередная задача— руководство антикризисными мероприятиями в целом.
Запасы. Проверьте, достаточно ли запасов по всем направлениям деятельности клиники — от медикаментов и расходных материалов до запасных частей. Оцените возможные риски и сделайте прогнозы. Насколько оперативно вы сможете пополнять запасы? Какова ситуация у ваших поставщиков?
Постоянно анализируйте «узкие места» не только вашей компании, но и ваших поставщиков, мониторьте их статус. В какой-то момент ваши деловые партнеры могут не справиться и не обеспечить поставки, которые в обычное время не вызывали затруднений. На это может повлиять нехватка транспорта, увеличение цены на сопутствующие услуги, сокращение персонала и т. д. Переходите от анализа одного поставщика к другому. Возможно, тот, кто может вам поставить товар, уже загружен заказами ваших конкурентов.
Финансы. Это фокус работы финансового директора медицинской компании. Но если такая должность отсутствует, то главный бухгалтер и (или) сам руководитель обязаны постоянно следить за денежным потоком и бюджетом.
Рекомендуется создать несколько финансовых сценариев и спрогнозировать необходимые резервы. В какой-то момент ситуация может поменяться — вы должны быть готовы немедленно закрыть разрывы. Кроме этого, такие сценарии будут отличной поддержкой для планов производства и оперативных решений, если ситуация будет развиваться не так, как задумывалось.
Кроме этого, кризис — это время для безжалостной экономии. Даже если вам сейчас кажется, что в этом нет острой необходимости. Оцените еще раз возможности ваших источников финансирования.
Помимо указанных направлений следует также сконцентрироваться на обеспечении безопасности сотрудников и пациентов. Упущения могут стоить компании больших штрафов и судебных издержек.
Задача руководителя антикризисной команды — зафиксировать перечисленные направления, организовать оценку рисков, провести стресс-тестирование, сформировать запасной план действий.
Кроме этого, членам антикризисной команды необходимо договориться о регламенте ее работы, каналах и правилах коммуникации.
Dashboard и мониторинг. Безусловно, важно незамедлительно разработать гибкий план действий на ближайшие несколько недель, установить т. н. dashboard («приборную панель»), т. е. отчет с прогрессом всех задач и статуса по ключевым показателям. Постарайтесь сделать эту приборную панель не слишком громоздкой и сложной. Уже сейчас можно использовать IT‑платформы для совместной работы (это и решение Microsoft — Teams, облачные решения вроде Google Drive или «Яндекс.Диск»). Тогда каждый сможет вести отчетность и трекинг в dashboard по своему направлению, не перегружая как руководителя антикризисной команды, так и своих коллег, а результаты будут доступны всем.
Перечень статей, опубликованных под рубрикой «Управление безопасностью медицинской деятельности»
Другие статьи автора — посмотреть