На этапе подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должностные лица органов государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора) проводят работу по собиранию, проверке и оценке доказательств по делу в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
Справочно: обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении, определены в ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 6.2 ПИКоАП.
Как протокол процессуального действия, протокол опроса является источником доказательств по делу об административном правонарушении, составляется должностным лицом органа госсаннадзора, ведущего административный процесс (ч. 2 ст. 6.3, ст. 6.10 ПИКоАП), и отражает процесс и результат опроса физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (далее — фигурант админпроцесса), потерпевшего, являющегося физическим лицом (далее — потерпевший), свидетеля (ст. 6.14 ПИКоАП).
Помимо требований к оформлению протокола опроса, ПИКоАП определяет требования к порядку проведения опроса как процессуального действия.
Поскольку опрос является способом собирания доказательств по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 6.12 ПИКоАП) и непосредственно связан с составлением протокола опроса, являющегося одним из источников таких доказательств, очень важно, чтобы проведение опроса было хорошо подготовлено и правильно проведено. Это важно, поскольку каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения его относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности — с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 6.14 ПИКоАП).
Поэтому сначала рассмотрим вопросы организации, порядка проведения и предмета опроса.
Что необходимо сделать при подготовке к опросу?
На этапе подготовки к проведению опроса и перед опросом должностному лицу органа госсаннадзора, ведущему административный процесс, необходимо:
- определить предмет опроса;
- подготовить перечень конкретных вопросов и продумать их четкие формулировки;
- изучить личность опрашиваемого;
- обеспечить сбор и анализ иных материалов дела об административном правонарушении, решив, как их можно эффективно использовать при опросе;
- решить вопрос об использовании технических средств при опросе: фотосъемки, аудио- или видеозаписи, киносъемки. Данные средства могут быть использованы в ходе опроса по усмотрению должностного лица органа госсаннадзора или по ходатайству опрашиваемых (ч. 1 ст. 10.4 ПИКоАП);
- определить место проведения опроса. По общему правилу опрос лиц, участвующих в административном процессе, производится по месту ведения административного процесса. При этом должностное лицо органа госсаннадзора вправе произвести опрос в месте нахождения опрашиваемого, если посчитает это необходимым (ч. 1 ст. 10.10 ПИКоАП);
- принять меры к тому, чтобы при проведении опроса по одному и тому же делу нескольких лиц они опрашивались порознь и не могли общаться между собой (ч. 2 ст. 10.10 ПИКоАП);
- перед опросом удостовериться в личности опрашиваемого;
- перед опросом предупредить опрашиваемого об ответственности за уклонение от явки в орган, ведущий административный процесс, в случаях, установленных КоАП, а потерпевшего и свидетеля — за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений. Свидетелю и потерпевшему необходимо разъяснить также их право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников (ч. 3 ст. 10.10 ПИКоАП).
Предмет опроса участников административного процесса
Основная цель проведения опроса участников административного процесса — получить сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела об административном правонарушении, т.е. объяснения указанных лиц.
Фигурант админпроцесса вправе давать объяснения по поводу административного правонарушения, иных известных ему обстоятельств, имеющих значение для дела, и имеющихся в деле доказательств.
Потерпевший может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.
Свидетель может быть опрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу об административном правонарушении, а также о своих взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим, другими свидетелями.
Не могут служить доказательствами сведения, сообщаемые потерпевшим, свидетелем, если они не могут указать источник своей осведомленности (ст. 6.4, 6.5, 6.6 ПИКоАП).
Далее рассмотрим порядок оформления протокола опроса.
Порядок оформления протокола опроса
Основные требования к содержанию и порядку оформления именно протокола опроса определены в ст. 10.12 ПИКоАП.
От редакции
Поскольку законодательство не содержит утвержденной формы протокола опроса, рекомендуем применять в работе формы протоколов опроса, разработанные автором данной статьи.
Образец протокола опроса потерпевшего физического лица по делу об административном правонарушении вы можете скачать по ссылке.
Образец протокола опроса свидетеля по делу об административном правонарушении вы можете скачать по ссылке.
Образец протокола опроса физического (юридического) лица, в отношении которого ведется административный процесс вы можете скачать по ссылке.
Далее рассмотрим содержание и порядок оформления протокола опроса в порядке расположения его реквизитов, содержащихся в указанной выше форме, кроме реквизитов, содержащих сведения об опрашиваемом.
1. Как было отмечено выше в п. 9 порядка подготовки к опросу, должностное лицо органа госсаннадзора перед опросом должно предупредить опрашиваемых лиц о последствиях уклонения от явки, отказа, уклонения от дачи объяснений, за дачу заведомо ложных объяснений. О том, что опрашиваемое лицо предупреждено об указанных последствиях, в протоколе опроса делается отметка, которая удостоверяется подписью опрашиваемого (ч. 3 ст. 10.10 ПИКоАП).
Справочно: предусмотрена административная ответственность за уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный процесс (ст. 24.6 КоАП), отказ либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений (ст. 24.5 КоАП), заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего (ст. 24.4 КоАП).
Фигурант админпроцесса, потерпевший, свидетель одновременно удостоверяют своей подписью факт разъяснения им прав и обязанностей согласно ст. 4.1, 4.2, 4.6 ПИКоАП соответственно.
2. Основную часть протокола опроса составляют объяснения, даваемые опрашиваемым лицом, записываемые с его слов должностным лицом органа госсаннадзора, ведущего опрос.
Объяснение опрашиваемого записывается в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и поступившие ответы (ч. 2 ст. 10.12 ПИКоАП).
Записываемые объяснения следует систематизировать, устранить повторы, а также информацию, не имеющую отношения к делу.
Ответы на вопросы в большинстве случаев не выделяются, а излагаются в виде продолжения свободного рассказа.
Формулировки вопросов и ответы записываются и сразу же удостоверяются подписью опрашиваемого, когда это необходимо для фиксации изменений позиции опрашиваемого; для фиксации условий, в которых опрашиваемый вспоминал существенную деталь; для сопоставления объяснений с другими доказательствами.
В этой же части протокола должностное лицо органа госсаннадзора записывает вопросы, на которые отказался отвечать опрашиваемый, с указанием мотивов отказа.
По окончании опроса протокол опроса предъявляется для прочтения опрашиваемому или по его просьбе зачитывается лицом, осуществлявшим опрос.
3. Дополнения и поправки к объяснению. Фигурант админпроцесса, потерпевший, свидетель имеют право требовать дополнения, объяснения и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол опроса.
4. По прочтении протокола опроса опрашиваемый удостоверяет, что объяснение записано правильно, о чем делается отметка в протоколе перед его подписью. Также перед подписью отмечается, прочитан ли протокол опроса лично или он был зачитан. Если протокол опроса записан на нескольких страницах, подписывается каждая страница.
5. Объяснение опрашиваемого по окончании опроса. По окончании опроса по просьбе опрашиваемого лица ему должна быть предоставлена возможность написать объяснение собственноручно, о чем делается отметка в протоколе опроса перед подписью. Объяснение также подписывается лицом, осуществлявшим опрос.
В случае участия в опросе переводчика, специалиста протокол объяснения подписывается и ими.
6. Иные сведения. Если в ходе опроса опрашиваемому предъявлялись документы, вещественные доказательства, оглашались протоколы иных процессуальных действий, воспроизводились материалы аудио- или видеозаписи, киносъемки, об этом также делается запись в данной части протокола опроса с приведением сведений, сообщенных при этом лицом, в отношении которого проводился опрос. При этом указывается, в какой момент опроса, после изложения каких объяснений производились указанные действия и что по данному поводу сообщил опрашиваемый.
7. В конце протокола опроса проставляется подпись опрашиваемого лица об ознакомлении с данным протоколом и подпись лица, составившего протокол опроса.
8. Если фигурант админпроцесса, потерпевший, свидетель отказываются подписать протокол опроса, когда их подпись обязательна, об этом делается отметка в этом процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего.
Содержание записи об удостоверении отказа от подписания
Фраза «От подписи отказался», должность лица, проводившего опрос, его подпись, расшифровка подписи и дата.
Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в протокол опроса (ч. 1 ст. 10.5 ПИКоАП).
9. Документы, приобщаемые к протоколу опроса. Наряду с чертежами, схемами, рисунками, диаграммами, иными документами, если они были изготовлены в ходе опроса, к протоколу приобщаются результаты применения технических средств фиксации условий и хода опроса.
Записи на иностранном языке
Если протокол опроса составлен на языке, которым опрашиваемый свободно не владеет, и переводится ему устно, в конце протокола указывается об этом и делается запись на языке, на котором ведется административный процесс, и на языке, которым владеет опрашиваемый, о том, что последний подтверждает соответствие устного перевода его объяснениям.
При внесении в этих случаях в протокол опроса поправок и дополнений правильность их перевода с языка, которым владеет опрашиваемый, на язык, на котором ведется административный процесс, удостоверяется подписью переводчика.
При наличии возможности целесообразно иметь в деле об административном правонарушении запись объяснений на языке, на котором их давал опрашиваемый, составленную переводчиком и подписываемую им и опрашиваемым; ее перевод на язык, на котором велся административный процесс, подписываемый после сопоставления с содержанием объяснений на языке, на котором давал их опрашиваемый, этим лицом, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, другими участниками опроса и присутствовавшими при нем.
Заключение
Протокол опроса является источником доказательств по делу об административном правонарушении. В связи с этим в целях недопущения нарушений действующего законодательства при ведении административных процессов, которые впоследствии могут послужить основанием для пересмотра или отмены вынесенных в том числе на основании него решений (постановлений по делу), должностным лицам органов государственного санитарного надзора следует особое внимание обратить на необходимость соблюдения процессуального порядка при проведении указанного процессуального действия и его соответствующего оформления.