Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) к формам осуществления государственного контроля (надзора), помимо выборочных* и внеплановых** проверок, мер профилактического и предупредительного характера (в частности мониторингов***), отнесены мероприятия технического (технологического, поверочного) характера (далее — мероприятия ТТП), которые имеют предупредительно-профилактическую направленность****.
* Т. Соколовская «Выборочные проверки в деятельности органов и учреждений государственного санитарного надзора», РЗ № 2 (2018), с. 24.
** Т. Соколовская «Порядок проведения внеплановых проверок органами госсаннадзора», РЗ № 8 (2018), с. 33; «Основания назначения внеплановых проверок органами госсаннадзора», РЗ № 6 (2018), с. 18.
*** Т. Соколовская «Порядок назначения и проведения мониторингов органами госсаннадзора», РЗ № 10 (2018), с. 34.
**** ч. 2 п. 1, ч. 1 п. 6 Указа № 510.
Органы госсаннадзора осуществляют мероприятия ТТП в силу отнесения этих органов к контролирующим (надзорным) (ч. 1 п. 1 Указа № 510, п. 8 перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510) и на основании перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера»; далее — перечень). Согласно п. 3 перечня в рамках мероприятий ТТП Минздрав в сфере деятельности органов госсаннадзора проводит расследование:
- возникновения профессионального и (или) инфекционного заболевания — по факту заболевания;
- возникновения подозрения на профессиональное и (или) инфекционное заболевание — по факту возникновения подозрения на заболевание.
Порядок проведения мероприятий ТТП
При проведении мероприятий ТТП на должностных лиц органов госсаннадзора и посещаемых ими субъектов не распространяются положения Указа № 510, в частности касающиеся прав и обязанностей проверяемых и проверяющих при проведении проверок и мониторингов, а также порядка проведения этих контрольных (надзорных) мероприятий.
Расследование профессионального заболевания. Расследование профессионального заболевания и (или) подозрения на него производится в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.
Формы соответствующей документации для учета и расследования профессионального заболевания и (или) подозрения на него установлены совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 «О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Организация здравоохранения при возникновении подозрения на профессиональное заболевание информирует территориальный орган госсаннадзора по месту работы заболевшего для составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работающего.
Расследование инфекционного заболевания. Расследование инфекционного заболевания и (или) подозрения на него производится на основании направленных организацией здравоохранения в территориальный орган госсаннадзора:
- предварительной информации в форме экстренного извещения по телефону не позднее 6 часов с момента выявления;
- письменной информации в форме экстренного извещения в течение 24 часов с момента выявления.
После получения соответствующей информации территориальный орган госсаннадзора организует проведение эпидемиологического расследования.
Для расследования возникновения инфекционного заболевания проводится эпидемиологическое обследование очага (по месту жительства, месту пребывания, работы, лечения и др.).
Эпидемиологическое обследование очага проводится, как правило, врачом-эпидемиологом (помощником врача-эпидемиолога) территориального органа госсаннадзора в течение 24 часов с момента получения предварительной информации из организации здравоохранения. В случае необходимости к проведению указанного обследования могут привлекаться и иные специалисты.
Проведение обследования эпидемиологического очага включает в себя:
1) сбор сведений о предполагаемом месте и сроке заражения, источнике инфекции, путях и факторах передачи;
2) выявление контактных лиц с заболевшим в пределах инкубационного периода;
3) установление границ очага и условий, способствующих его возникновению;
4) отбор проб (пищевые продукты, вода, смывы с объектов окружающей среды и др.) для проведения лабораторных исследований;
5) проведение дезинфекционных мероприятий.
На основании данных, полученных при проведении эпидемиологического обследования очага:
- организуется медицинское наблюдение за контактными лицами, при необходимости с лабораторным обследованием;
- проводятся профилактические прививки;
- осуществляются санитарно-противоэпидемические мероприятия, ограничительные и дезинфекционные мероприятия.
Следует отметить, что указанные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К сожалению, порядок проведения эпидемиологического расследования инфекционного заболевания и (или) подозрения на него и его правового закрепления законодательством не урегулирован и требует локального урегулирования на уровне отраслевого законодательства.
В качестве формы правового закрепления результатов эпидемиологического расследования предлагаем использовать соответствующий акт.
Основание для проведения проверки. Согласно Указу № 510 мероприятия ТТП имеют предупредительно-профилактическую направленность; проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям ТТП, не допускается*.
* ч. 1, 2 п. 6 Указа № 510.
Тем не менее согласно абз. 5 подп. 12.3 п. 12 Указа № 510 руководителю контролирующего (надзорного) органа (в т. ч. территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченному заместителю в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа предоставлено право назначать внеплановую проверку по следующему основанию: возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них.
Полагаем, что назначение внеплановой проверки по указанному основанию возможно при наличии соответствующего предложения в акте эпидемиологического расследования о ее назначении с целью установления прямой причинно-следственной связи между деятельностью соответствующего субъекта хозяйствования, не согласующейся с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и наступившими последствиями в виде инфекционного заболевания и (или) подозрения на него.
Меры, принимаемые по результатам проведения мероприятий ТТП
Далее в виде схемы рассмотрим полномочия должностных лиц органов госсаннадзора при выявлении нарушений в ходе проведения мероприятий ТТП.
* Порядок производства по заявлениям контролирующих (надзорных) органов о продлении приостановления (запрета) деятельности установлен главой 25¹ Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.