Система организационно-правовых мер по профилактике коррупции: памятка руководителю

Какие нормативные правовые акты образуют основной состав нормативной правовой базы в сфере профилактики и борьбы с коррупцией? На какие лица распространяется антикоррупционное законодательство? Что следует знать руководителю и другим должностным лицам государственной организации здравоохранения об установленных мерах по профилактике и борьбе с коррупцией? 

Данная статья будет полезна для проведения профилактической работы с работниками организации здравоохранения.

Кралько Алексей

кандидат медицинских наук, доцент

1918 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В 2018 г. были отмечены резонансные факты коррупционных правонарушений в сфере регистрации и закупок медицинских изделий. По итогам работы за 2018 г. деятельность органов управления и организаций системы Министерства здравоохранения в части принятия антикоррупционных мер признана недостаточной и требующей постоянного контроля. В целях устранения этих недостатков коллегия Минздрава постановила обеспечить на всех уровнях управления здравоохранением проведение мероприятий по предупреждению коррупции.

Руководителям органов управления здравоохранением, а также руководителям организаций здравоохранения поручено организовать принципиальную работу по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений в здравоохранении; обеспечить неукоснительное выполнение антикоррупционного законодательства и принятие строгих мер вплоть до освобождения от занимаемой должности за его нарушения; контролировать в каждом учреждении организацию и проведение идеологической работы, исполнение трудовой дисциплины и принятие превентивных мер по предупреждению коррупционных проявлений (постановление коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.01.2019 № 3.1 «Об итогах работы органов управления и организаций здравоохранения в 2018 году и основных направлениях деятельности на 2019 год»).

По словам Министра здравоохранения, одной из важнейших задач министерства является создание такой системы ведомственного контроля, которая полностью исключит возможность коррупционных проявлений (sb.by).

В целях оказания содействия руководителям организаций здравоохранения в организации работы по профилактике коррупционных проявлений в возглавляемых ими организациях, включая обеспечение соблюдения законодательства о борьбе с коррупцией, предлагаем систематизированный обзор мер по профилактике коррупции, установленных законодательством.

Основные НПА в сфере профилактики и борьбы с коррупцией

Организационно-­правовые меры

Исходя из анализа норм законодательства, в частности антикоррупционного, можно выделить следующие организационно-­правовые меры государственной политики в сфере профилактики и борьбы с коррупцией.

Определение признаков коррупции. В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией под коррупцией понимается:

  • умышленное использование государственным должностным (далее — ГДЛ) или приравненным к нему лицом (далее — ПГДЛ) своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества (далее — выгода) для себя или для третьих лиц;
  • подкуп ГДЛ и ПГДЛ путем предоставления им выгоды с тем, чтобы они совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в т. ч. иностранного.

Определение правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. В ст. 25 Закона о борьбе с коррупцией приведен перечень правонарушений, создающих условия для коррупции, а в ст. 37 этого же Закона — перечень коррупционных правонарушений.

Определение признаков коррупционных правонарушений, влекущих уголовную ответственность. В Уголовный кодекс включен ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, которые имеют коррупционную направленность. В соответствии с Декретом по борьбе с коррупцией и Уголовным кодексом к таковым относятся преступления, предусмотренные ст. 210, ч. 2 и 3 ст. 235 (при совершении указанных преступлений должностным лицом с использованием своих служебных полномочий), ст. 424, 425, ч. 2 и 3 ст. 426 (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности), ст. 429432, а также ст. 455 (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности).

Изъятие (взыскание) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, услуг. ГДЛ и ПГДЛ обязаны:

  • при поступлении на их банковский счет денежных средств, предоставленных в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией, перечислить эти средства в республиканский бюджет в течение 10 дней со дня, когда им стало об этом известно;
  • при получении имущества, в т. ч. подарков, с нарушением установленного порядка в связи с исполнением ими своих служебных (трудовых) обязанностей безвозмездно сдать их по месту своей службы (работы), а при невозможности — возместить стоимость. В случае отказа добровольно передать незаконно полученное, имущество подлежит взысканию на основании решения суда по иску госорганов по борьбе с коррупцией (ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией).

Возмещение причиненного коррупцией вреда. Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, подлежит возмещению за счет виновного. Для предъявления требований о возмещении такого вреда установлен десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня указанных правонарушений (ст. 42 Закона о борьбе с коррупцией).

Определение субъектов правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. Согласно ст. 3 Закона о борьбе с коррупцией ГДЛ и ПГДЛ являются субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, и субъектами коррупционных правонарушений. В последнем случае к таким субъектам отнесены также лица, осуществляющие подкуп ГДЛ или ПГДЛ.

К ГДЛ относятся, в частности, лица, постоянно или временно либо по спе­циа­льному полномочию занимающие долж­ности, связанные с выполнением организационно-­распорядительных или административно-­хозяйственных обязанностей в государственных организациях здравоохранения.

К ПГДЛ относятся, в частности, лица, постоянно или временно либо по специа­льному полномочию занимающие в негосударственных организациях здравоохранения должности, связанные с выполнением организационно-­распорядительных или административно-­хозяйственных обязанностей, а также лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, работающие в организациях всех форм собственности (абз. 3, 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Установление ограничений и запретов. В целях уменьшения коррупционных рисков установлены ограничения для ГДЛ и ПГДЛ, а также их супругов, близких родственников или свой­ственников, совместно проживающих и ведущих с ними общее хозяйство. Основные из них перечислены в ст. 1720 Закона о борьбе с коррупцией.

Справочно: близкие родственники — родители, дети, в т. ч. усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки; свой­ственники — близкие родственники супруга (супруги) (абз. 10, 11 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

В числе ограничений, установленных Законом о борьбе с коррупцией, которые в целом корреспондируют установленным Трудовым кодексом:

  • ограничение права руководителя государственной организации здраво­охранения, его заместителей и главного бухгалтера выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики) (ч. 2 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, ч. 1 ст. 255 ТК (в отношении руководителя));
  • запрет совместной работы в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свой­ственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч. 2 ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, ч. 1 ст. 27 ТК).

Обязанность подписывать обязательство по соблюдению ограничений. ГДЛ, а также лицо, претендующее на занятие должности ГДЛ, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения, связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 1720 Закона о борьбе с коррупцией, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства. Обязательство оформляется в письменной форме (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

От редакции
Образец обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, вы можете скачать по ссылке.

ПГДЛ обязательство по соблюдению ограничений не подписывают.

Установление требования по декларированию доходов. Лицо, поступающее на государственную службу, обязано представить декларацию о доходах и имуществе. Декларацию о доходах и имуществе также обязаны представлять лица, назначаемые на должности руководителей государственных организаций. Руководитель государственной организации здравоохранения обязан ежегодно до 1 марта представлять декларацию о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, назначившие его на должность. Также это должны делать супруг (супруга), совершеннолетние близкие родственники, проживающие совместно с руководителем и ведущие общее хозяйство (ст. 29, ч. 11, 13, 14, 16 ст. 32 Закона о борьбе с коррупцией). Руководитель самостоятельно определяет из числа совершеннолетних близких родственников тех лиц, которые совместно с ним проживают и ведут общее хозяйство.

Права, обязанности и ответственность указанных лиц при декларировании доходов и имущества определены в ст. 34 Закона о борьбе с коррупцией.

За непредставление в установленный законодательством срок декларации о доходах и имуществе либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, лица, обязанные представлять такую декларацию, несут административную ответственность по ст. 23.9 КоАП —предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 20 базовых величин.

Установление оснований отказа в назначении на руководящую должность. Не допускается назначение на должности, включенные в кадровые реестры Президента, Правительства Республики Беларусь, областных исполкомов и Минского гор­исполкома, районных, городских исполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет после такого увольнения.

Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организациях здравоохранения государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения (кроме указанных в предыдущем абзаце) осуществляется при условии согласования такого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена эта организация либо ее соответствующее структурное подразделение.

Лицо, совершившее тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо такой же тяжести, сопряженное с использованием своих служебных полномочий, не может быть принято на государственную службу (ст. 22 Закона о борьбе с коррупцией).

Установление оснований увольнения за нарушение антикоррупционного законодательства. Действующая редакция ст. 47 ТК предусматривает возможность увольнения работника за неподписание работником, являющимся ГДЛ, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п. 5 ст. 47 ТК), а также за нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (п. 51 ст. 47 ТК). Во втором случае основание, выделенное курсивом, является дискредитирующим обстоятельством увольнения в соответствии с подп. 6.15 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Установление исключений из общих норм уголовного законодательства для осужденных за коррупционные преступления. С 12.05.2019 вступил в силу Декрет по борьбе с коррупцией, а с 04.12.2019 — принятые на основе указанного Декрета дополнения в Уголовный кодекс, согласно которым лица, осужденные за совершение коррупционных преступлений, не подлежат условно-­досрочному освобождению от наказания и к ним не применяется замена неотбытой части наказания более мягким наказанием.

Установление гарантий физическим лицам, способствующим выявлению коррупции. Физическое лицо, сообщившее о факте правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения или иным образом способствующее выявлению коррупции, находится под защитой государства, ему также выплачивается вознаграждение в соответствии с постановлением № 619.

В соответствии с примечанием к ст. 431 УК (дача взятки) освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку, если в отношении него имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

Определение государственных органов, ответственных за ведение борьбы с коррупцией. Основные функции по борьбе с коррупцией возложены на органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности, в которых созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией (далее — госорганы по борьбе с коррупцией).

Генеральная прокуратура Республики Беларусь, являясь государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, осуществляет, в частности, надзор за исполнением требований актов законодательства в сфере борьбы с коррупцией руководителей государственных органов и иных организаций и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности (ст. 6, ч. 1 ст. 8 Закона о борьбе с коррупцией).

В специальных подразделениях по борьбе с коррупцией в целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в т. ч. о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных (ч. 1 ст. 12 Закона о борьбе с коррупцией).

Координация деятельности госорганов по борьбе с коррупцией и других участников. Координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и транспортных прокуратур, в т. ч. посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией (ст. 6 Закона о профилактике правонарушений, ст. 13 Закона о борьбе с коррупцией).

Основные цели координационного совещания — определение стратегии и тактики деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактике правонарушений с учетом криминогенной ситуации; выработка согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, а также иных правонарушений, обеспечение выполнения этих мероприятий (подп. 8.2, 8.3 п. 8 Положения о КС по БПК).

Установление обязанности оказания содействия госорганам по борьбе с коррупцией. Органы управления здравоохранением и организации здравоохранения обязаны передавать госорганам по борьбе с коррупцией информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции, а также оказывать иное содействие. В частности, запрашиваемые указанными госорганами сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией организации здравоохранения независимо от форм собственности должны предоставлять указанным органам незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток (ч. 2 ст. 11 Закона о борьбе с коррупцией).

Заключение

Как можно наблюдать, на уровне законодательства закреплен довольно широкий спектр организационно-­правовых мер, направленных на профилактику и борьбу с коррупционными проявлениями, реа­лизуемых на государственном уровне, в т. ч. с участием государственных органов и организаций всех форм собственности. Но эффективность профилактических мероприятий по указанному направлению возможна только при должной организации работы по профилактике правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений на уровне каждой организации здравоохранения. А это уже задача руководителя организации и назначаемых им лиц, ответственных за работу по профилактике коррупции в данной организации здравоохранения. 

Дополнительно по теме:
Т. Соколовская "Организация системы противодействия коррупции в учреждении здравоохранения" 
А. Кралько "Определение зон коррупционных рисков медицинских работников" 
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя учреждения здравоохранения"
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя филиала (обособленного подразделения) учреждения здравоохранения" 
Н. Гультяева "Действие коррупционного ограничения в отношении руководителя структурного подразделения учреждения здравоохранения"

1918 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Руководитель. Медицинские работники. Управление персоналом (Дополнено 25.09.2024)

Здесь вы найдете информацию об особенностях принятия на работу и работы руководителя частной медорганизации, о соблюдении лицензионных требований к медицинским работникам...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 3883
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок