Доверяй, но проверяй?

Доверие субъективно. Каждая главная (старшая) медицинская сестра решает для себя, какую степень доверия она предоставляет своим подчиненным. Как доверие влияет на трудовую продуктивность коллектива и как вернуть утраченное доверие к подчиненным, расскажем в статье.

Высоцкая Светлана

психолог, HR-менеджер

521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Тема доверия цепляет за живое любого управленца в сфере здравоохранения, особенно она знакома главным (старшим) медицинским сестрам, которые чаще других сталкиваются с халатностью на рабочем месте. Помните фразы: «Я вас уверяю, у нас все стерильно, никаких нарушений, даже и не стоит проверять, гарантируем, что все исполнено»? 

Управленец, сталкиваясь с неоднократным обманом подчиненных, перестает доверять, верить в порядочность, честность. Так формируется фобия доверия.

Definition
Фобия (от греч. phobos — страх, боязнь) — необоснованный страх перед чем-либо, боязнь чего-либо.


Мнения главных (старших) медицинских сестер

«Доверять сотрудникам? Да вы что! Знаете, сколько плачевных случаев было из-за доверия? Наш народ устроен так, что его надо контролировать, проверять и постоянно дисциплинировать. Редко кто будет работать на совесть, особенно молодежь. Да, единичные экземпляры есть, но это люди, которые боятся потерять работу из-за неуверенности в себе».

«В данной теме надо, скорее, говорить о видимости доверия. Подчиненный персонал должен ощущать, что ему доверяют, но в то же время знать, что в любой момент его проверят. Так же и доверие к главной медсестре: из моих руководителей многие пытались показаться хорошими и надежными, но как только ситуация менялась в худшую сторону, каждый защищал свои интересы, а не сотрудников. За исключением одного главврача, который действительно ради нас разбивался в лепешку, но этот человек — исключение».

«Доверие, безусловно, очень важный критерий в работе. Имея опыт работы за границей, могу отметить, что белорусские руководители зачастую подменяют рабочие понятия понятием "хороший человек", а это влияет на эффективность работы коллектива. Доверять человек может только себе. На работе нужно четко определить зоны ответственности и уметь контролировать своих подчиненных, а не отпускать их в свободное плавание, что часто приводит к отсутствию управляемости коллектива и, соответственно, доверия к сотрудникам. А если в коллективе организован труд, приняты отношения уважительные, как к медсестрам, так и к санитарам, то все происходит естественным образом. Вот это и есть доверие!»


Как видим, мнения главных (старших) медицинских сестер сходятся в том, что доверие доверием, а контроль над подчиненными нужен.

Так стоит ли доверять своим подчиненным? 

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как доверие в коллективе влияет на его работу.

Как складывается коммуникация внутри коллектива, если есть доверие?

Доверие повышает скорость и эффективность обмена информацией между специалистами. 

Доверие к руководителю позволяет быстрее убедить сотрудника в правильности предложенной стратегии. 

Доверие к подчиненным позволяет руководителю быть уверенным, что он получает достоверную информацию о ходе работы, освобождаясь от необходимости постоянно контролировать своих подчиненных.

Доверие между управленческим звеном, специалистами, рабочими способствует эффективной работе коллектива. Такое доверительное взаимодействие особенно необходимо в тех видах деятельности, где на кону жизнь и здоровье людей, где исход медицинских манипуляций зависит от слаженности команды. 

Как упоминалось выше, у главной (старшей) медицинской сестры по отношению к подчиненным вследствие негативного опыта может сформироваться страх доверия, или фобия доверия.

Что такое фобия доверия

Фобия доверия — это социальная фобия. Она не имеет точного названия в психологии, но ее можно определить как затруднение взаимности между главной (старшей) медицинской сестрой и доверенным ей коллективом. Некоторые представители управленческого звена часто не могут выбрать тактику поведения: на публике ведут себя легко и непринужденно, а наедине со своим персоналом, напротив, теряются. И получается, что, с одной стороны, хочется выглядеть открытым перед работниками, а с другой — страх быть неправильно понятым мешает выстраивать доверительные отношения. 

Каковы предпосылки формирования фобии

Предпосылками могут быть негативные детские, подростковые переживания, когда ребенок испытал предательство со стороны родителей (их развод) или друзей (убежали, оставили одного в опасности). Рано или поздно стрессы дают о себе знать, ребенок становится подозрительным, выражает недоверие к информации, людям.

Справочно: механизм появления фобии доверия в рабочих отношениях до сих пор полностью не изучен. Известны пока только предпосылки формирования такой фобии.

К формированию фобии склонны чрезмерно эмоциональные работники, люди с богатым воображением, не научившиеся отличать реальную опасность от воображаемой. Такие специалисты часто собирают сплетни в коллективе, втягивают персонал в интриги, раздувают проблемы, а потом ужасаются: «Это с кем я работаю?!» Им кажется, что их хотят подставить, подсидеть.

Фобии могут формироваться у работников, которые оказались в ловушке «без вины виноватые». Это первоклассные специалисты, которые «правильно» работают, но своей правильностью могут раздражать окружающих, вот и летят на их головы всяческие жалобы, кляузы и т.д. Пережив стресс несправедливости и предательства, они замыкаются, ограничивают общение, становятся подозрительными.

Этапы формирования фобии

Условно этот процесс можно разделить на два этапа.

1. Ситуация — реакция.

Под влиянием определенного фобического (стрессового) фактора у человека развивается панический приступ. У него может кружиться голова, болеть живот, начинаться тахикардия, он может терять равновесие, хуже видеть, слышать, ему трудно глотать и дышать, его тошнит, напрягаются мышцы, он дрожит, хрипит голос.


Из опыта главной (старшей) медицинской сестры

«Когда я вижу свою медицинскую сестру, у меня начинается тремор рук. Недавно я узнала, что этот человек за моей спиной подстрекает коллектив написать на меня жалобу, распускает ложную информацию, ищет ошибки в работе. Как мне быть? Разговаривать с ней на эту тему не хочу, чтобы не обострять ситуацию. От одной мысли, что этот человек со мной работает, меня начинает тошнить!»



2. Избегание ситуации.

Впоследствии, предвидя повторное попадание в подобную ситуацию, человек рефлекторно стремится избежать ее, чтобы спастись от стресса, паники.


Из опыта главной (старшей) медицинской сестры

«Я поменяла сферу деятельности, ушла совсем и навсегда из медицины. В этой сфере, как говорится, прошла огонь, воду и медные трубы. Были такие конфликтные ситуации, что могла лишиться не только здоровья, но и свободы. Хоть во всех проблемах разобрались компетентные органы и моя репутация чиста, все равно решила уйти. Часто звонят бывшие коллеги, просят вернуться. Я помню, что персонал отличный, что работа мне нравилась, но пережить еще раз подобную ситуацию не хочу».



Если фобия мешает нормально жить и работать, то не стоит бороться с ней в одиночку, необходимо обратиться к психологу, психотерапевту. Ну, а если уже сформирована привычка доверять только себе, то тогда попробуем победить «врага» своими силами.

Приемы избавления от фобии 

Лицом к лицу. Не избегайте объекта вашего страха, напротив, ищите встречи с ним. Например, вы не доверяете своему коллеге, вам неприятно с ним общаться, но по работе вы вынуждены решать профессиональные задачи. Для начала измените свое восприятие этого человека, посмотрите на него как на маленького ребенка, который неопытен, делает много ошибок, шалит. Вы же не боитесь детей? Начните говорить, просить помощи по работе, пробуйте сами создать атмосферу доверия. Если же ситуация реально опасная для вас, есть факты, угрожающие вашей профессиональной репутации, тогда боритесь — поставьте в известность руководство.

Справочно: если в каких-то определенных ситуациях у вас возникает чувство страха, сократите употребление кофе, чая, кока-колы, шоколада, т.е. продуктов, содержащих кофеин. Это вещество способно спровоцировать панический приступ.

Позитивная настройка. Ликвидируйте в сознании неприятные мысли и страшные картины вашего воображения, замените их на противоположные по смыслу. Например, слова: «Этот точно меня подставит», — замените на: «Этот человек честный и порядочный!» Попробуйте представить человека, к которому вы испытываете недоверие, в образе кота Леопольда из мультфильма.

Справочно: там, где страх, там адреналин. Именно этот гормон заставляет испытывать все те ужасные ощущения, которые характерны для панического приступа. Чтобы сжечь адреналин, необходимо двигаться. Выполните на свое усмотрение пару физических упражнений. Вот увидите, ваше самочувствие улучшится.

Мудрость философа. Нужно подчеркнуть, что доверие, справедливость, как и мораль, понятия относительные. Поэтому для того чтобы доверие к людям укреплялось, необходимо соблюдать главное правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Грамотный подбор. В коллектив нужно подбирать персонал таким образом, чтобы внутренние ценности работника соответствовали ценностям корпоративной культуры организации и устраивали не только руководителя, но и удовлетворяли запрос коллектива. Опыт показывает, что отсеивать неподходящих людей нужно на стадии подбора персонала путем проведения собеседования.

Все перечисленные приемы имеют одну общую особенность: они не дают моментального эффекта. Приступая к формированию доверия у себя, нужно быть готовым к длительному процессу. Любая небрежность, непоследовательность в поведении может стоить главной (старшей) медицинской сестре очень дорого: один неверный поступок способен свести на нет десятки правильных действий.

Это важно
Доверие сложно приобрести, но легко потерять.

Заключение

Доверие — это двусторонний процесс, субъекты которого воздействуют друг на друга. При этом человек обычно старается вести себя с другими так, как те ведут себя по отношению к нему. Следовательно, чтобы доверяли тебе — доверяй сам.

521 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок