Осуществление административных процедур органами госсаннадзора: рассмотрение заявления заинтересованного лица

В статье проанализированы ключевые аспекты рассмотрения заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур органами государственного санитарного надзора (далее — органы госсаннадзора).

Соколовская Татьяна

руководитель юридического отдела (ведущий юрисконсульт) ГУ «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова», старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета БГУ

789 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В декабрьском номере журнала мы рассмотрели вопросы принятия заявления заинтересованного лица и основания отказа в его принятии. В данной статье отметим еще несколько важных моментов по данным вопросам, поскольку они влияют на дальнейшее рассмотрение заявления.

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156), а также перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200) (далее — Перечни), по сути, содержат два основных требования: одно обращено к заинтересованному лицу — это документы, которые необходимо предоставить в орган госсаннадзора для осуществления административной процедуры, другое к органу госсанназора — это максимальный срок, исчисляемый в календарных днях, в течение которого необходимо рассмотреть поданное заинтересованным лицом заявление и документы.

Два указанных момента тесно связаны, поскольку административная процедура считается начатой с момента получения и регистрации органом госсаннадзора полного пакета документов, предусмотренных соответствующим пунктом каждого из упомянутых перечней.

В связи с этим на практике важно различать основания отказа в принятии заявления заинтересованного лица и основания отказа в осуществлении административной процедуры (см. таблицу).

Таблица

Различие между основаниями отказа в принятии заявления и в осуществлении административной процедуры


Основания отказа в принятии заявленияОснования отказа в осуществлении административной процедуры

если не представлены документы и (или) сведения, включенные в Перечни (за исключением случаев, указанных в ч. 3 п. 1 и абз. 3 ч. 1 п. 3 ст. 15 Закона об админпроцедурах), а также документы, указанные в абз. 2–7 ч. 1 п. 2 ст. 15 указанного Закона, в случае истребования таких документов;

если в заявлении заинтересованного лица, подаваемом в электронной форме, не содержатся сведения, указанные в абз. 4 и 5 ч. 1 п. 3 ст. 15 указанного Закона;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Правительства;

если в заявлении заинтересованного лица, поданном в письменной либо электронной форме, не соблюдены требования к форме или содержанию такого заявления (п. 1, 2 ст. 17 Закона об админпроцедурах)


в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти заинтересованного лица;

если заинтересованным лицом представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в т.ч. подложные, поддельные или недействительные документы;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Правительства (ст. 25 Закона об админпроцедурах)


Указанные основания устанавливаются уполномоченным лицом органа госсаннадзора на этапе принятия заявления заинтересованного лицаУказанные основания устанавливаются уполномоченным лицом органа госсаннадзора на этапе рассмотрения заявления заинтересованного лица


Таким образом, получив заявление заинтересованного лица, уполномоченный работник органа госсаннадзора в первую очередь должен проверить наличие либо отсутствие оснований отказа в принятии заявления. Если специалист установил наличие таких оснований, то принимается административное решение об отказе заинтересованному лицу (его представителю) в принятии заявления. То есть этап рассмотрения заявления в таком случае не начинается. Для того чтобы приступить к рассмотрению заявления, должны отсутствовать обозначенные выше основания отказа в принятии заявления, в частности это касается документов, необходимых для осуществления конкретной административной процедуры.

Со дня, следующего за днем получения (представления) всех необходимых документов, начинает исчисляться срок, определенный для осуществления данной конкретной административной процедуры (ч. 2 п. 1 ст. 12 Закона об админпроцедурах).

При этом специалисту органа госсаннадзора, которому поручено рассматривать представленный пакет документов, следует сразу же взять на контроль день, когда данная административная процедура должна быть завершена.

Справочно: днем окончания осуществления административной процедуры считается день принятия соответствующего решения (ч. 2 п. 1 ст. 27п. 1 ст. 28 Закона об админпроцедурах).

Рассмотрение заявления заинтересованного лица

Заявление заинтересованного лица рассматривается единолично работником органа госсаннадзора, которому руководитель поручил его рассмотрение. По решению руководителя органа госсаннадзора указанное заявление может быть рассмотрено коллегиальным составом (ст. 19 Закона об админпроцедурах).

Вначале рассмотрения заявления заинтересованного лица уполномоченному работнику органа госсаннадзора следует внимательно изучить представленные заинтересованным лицом документы и (или) сведения, установить наличие или отсутствие оснований для осуществления административной процедуры.

В отличие от оснований отказа в принятии заявления, основания отказа в осуществлении административной процедуры, касающиеся документов, связаны с предоставлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в т. ч. подложных, поддельных или недействительных документов (ст. 25 Закона об админпроцедурах).

Также в процессе рассмотрения заявления необходимо сверить информацию, содержащуюся в представленных заинтересованным лицом документах и (или) сведениях, с информацией, имеющейся в органе госсаннадзора, а также выполнить поиск и анализ документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, имеющихся в органе госсаннадзора.

Нередко осуществление административной процедуры предполагает выезд на объекты для проведения их обследования, в т. ч. в связи с оказанием платных услуг, выполнение которых требуется для осуществления данной административной процедуры.

Вообще все осуществляемые органами госсаннадзора административные процедуры с учетом критерия возмездности можно разделить на три группы: 1) бесплатные; 2) платные; 3) административные процедуры, в рамках осуществления которых требуется оказание органами госсаннадзора платных услуг (выполнение работ).

При оказании платных услуг (выполнении работ), необходимых для осуществления административных процедур, следует руководствоваться требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь и принятыми в целях его реализации актами законодательства. При этом оказание платных услуг включает в себя следующие этапы:
1) подача письменного заявления физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем по установленной форме, обеспечение его регистрации в установленном порядке;
2) заключение договора в письменной форме с физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, обеспечение его регистрации;
3) обеспечение исполнения договорных обязательств его сторонами и приемка оказанных услуг (выполненных работ) заказчиком.

Делопроизводство по оказанию услуг (выполнению работ) ведется отдельно от делопроизводства по вопросам осуществления административных процедур.

Ход рассмотрения заявления заинтересованного лица должен точно и своевременно отражаться в соответствующей графе регистрационно-контрольной формы (журнала) (п. 14 Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 39 (далее — Инструкция)).

Окончание осуществления административной процедуры

Днем окончания осуществления административной процедуры считается день принятия административного решения.

Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (ч. 2 п. 1 ст. 27 Закона об админпроцедурах).

Результат принятого в письменной форме административного решения об осуществлении административной процедуры вносится в соответствующую графу регистрационно-контрольной формы (журнала) с указанием его даты и номера.

На каждом исполненном заявлении заинтересованного лица после принятия административного решения об осуществлении административной процедуры делается отметка об исполнении и направлении его в дело.

При выдаче лично заинтересованному лицу административного решения, либо выписки из него, либо извещения о принятом административном решении заинтересованное лицо расписывается в их получении с проставлением даты получения (п. 16, 21, 22 Инструкции).

Основные принципы осуществления административных процедур:
1) законность — осуществление административных процедур в пределах компетенции органа госсаннадзора и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах;
2) приоритет интересов заинтересованных лиц — в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц;
3) открытость административной процедуры — предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей (абз. 2, 4, 5 ст. 4 Закона об админпроцедурах).
Редакция

789 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Развитие во всем — это один из источников вдохновения»: интервью с директором медицинского центра «ЛОДЭ» (г. Гродно) Александром Анатольевичем Гавриликом

Наш 2024 г. мы начинаем с разговора с интересным собеседником, который занимал руководящие должности в государственных организациях здравоохранения, а теперь возглавляет...
Руководитель. Здравоохранение № 1 (133) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 328
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок