Осуществление прав гражданина представителем по доверенности в отношениях с организацией здравоохранения

В статье рассмотрены вопросы осуществления прав заинтересованного лица и заявителя по выданной ими доверенности в отношениях, связанных с осуществлением организацией здравоохранения административных процедур по заявлениям граждан, а также направлением гражданами обращений. Обозначены ключевые моменты, на которые следует обратить внимание при получении доверенности от представителя гражданина, в частности вопрос обязательного удостоверения доверенности, выдаваемой гражданином, а также изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2019 г., и основания прекращения действия доверенности.

Самосейко Владимир

юрист, магистр юридических наук

893 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

По общему правилу, гражданин, обладающий полной дееспособностью*, самостоятельно реализует и защищает свои права в сфере гражданских, административных и других правоотношений, в т. ч. в сфере здравоохранения, в частности при взаимодействии с государственными и негосударственными организациями здравоохранения.

*Дееспособность гражданина возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении возраста 18 лет, а у несовершеннолетнего лица — с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак (см.: ст. 20 ГК).

В то же время законодательство предусматривает возможность реализации и защиты прав гражданина не самим гражданином, а другими лицами.

В Законе о здравоохранении есть одна норма, которая явно допускает возможность представительства гражданина на основании доверенности в отношениях с организацией здравоохранения. Согласно данной норме по желанию уполномоченных пациентом лиц организации здравоохранения выдают выписки из медицинских документов, медицинские справки о состоянии здоровья и другие документы, содержащие информацию о состоянии здоровья пациента, в порядке, установленном законодательством. В данном случае речь идет о совершении организациями здравоохранения административных процедур по заявлениям граждан в соответствии с главой 7 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан (Утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200).

Представительство граждан на основании доверенности возможно и в отношениях, возникающих в связи с направлением в организации здравоохранения обращений на основании законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.


Представительство граждан при осуществлении административных процедур

Вопросы представительства в данных отношениях урегулированы Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» (далее — Закон об админпроцедурах).

Лицо, обратившееся или обращающееся за осуществлением административной процедуры, именуется заинтересованным лицом. Данное лицо может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, которыми могут быть граждане, обладающие гражданской дееспособностью в полном объеме.

Представители заинтересованного лица осуществляют свои полномочия, в частности, на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

При осуществлении административной процедуры представители заинтересованного лица могут совершать действия, право на осуществление которых имеет заинтересованное лицо, в пределах предоставленных им полномочий (п. 1, 2, 3,  абз. 5 ст. 10 Закона об админпроцедурах).

Справочно: основные права заинтересованного лица определены в ст. 10 Закона об админпроцедурах.

Представитель заинтересованного лица по доверенности вправе также подписывать заявление заинтересованного лица об осуществлении административных процедур (абз. 10 ч. 1 п. 5 ст. 14 Закона об админпроцедурах).

Потребовать от представителя заинтересованного лица доверенность, а также документ, удостоверяющий его личность, необходимо при подаче им заявления как в письменной, так и в устной форме. При непредставлении этих документов уполномоченное лицо организации здравоохранения должно отказать в принятии заявления заинтересованного лица (п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 17 Закона об админпроцедурах).

Представительство граждан при направлении обращений

Вопросы представительства в данных отношениях урегулированы Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях).

Граждане могут реализовывать свое право на обращение лично либо через своих представителей (п. 1 ст. 4 Закона об обращениях).

Гражданин, подавший или подающий обращение (заявление, предложение, жалобу, изложенные в письменной, электронной или устной форме), именуется заявителем (абз. 2, 6 ст. 1 Закона об обращениях).

Представители заявителей осуществляют свои полномочия, в частности, на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.

При подаче и рассмотрении обращений представители заявителей могут совершать действия, право на осуществление которых имеют заявители в пределах предоставленных им полномочий (п. 2, 3 ст. 4 Закона об обращениях).

Справочно: основные права заявителей определены в ст. 7 Закона об обращениях.

Организациям запрещено ущемлять права не только заявителей, но и их представителей в связи с их обращением в организацию (п. 2 ст. 5 Закона об обращениях).

Доверенность представителя заявителя (ее электронная копия) должна прилагаться к письменному (электронному) обращению, подаваемому представителем, а также предъявляться вместе с документом, удостоверяющим личность, при устном обращении в ходе личного приема. Если указанные документы не представлены, организация здравоохранения вправе оставить такие обращения без рассмотрения по существу (п. 1, 2, 6 ст. 12, п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 25 Закона об обращениях).

На что обратить внимание при предъявлении гражданином доверенности?

Как упоминалось выше, доверенность, предъявляемая для осуществления административных процедур и подачи обращений граждан, должна быть оформлена в порядке, установленном гражданским законодательством.

На момент подготовки данной статьи сложилась следующая ситуация. С 1 февраля 2019 г. вступает в силу п. 19 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., которым вносятся изменения, в частности, в п. 1 и 4 ст. 186 ГК, касающиеся определения доверенности и условия об удостоверении доверенности, выдаваемой гражданином.

С всесторонним анализом изменений рекомендуем ознакомиться из материалов, приведенных в сноске*. Здесь же отметим подход, которым, по нашему мнению, следует руководствоваться в практической деятельности с 1 февраля 2019 г. в части, касающейся удостоверения доверенности, выдаваемой гражданином.

*См. Функ, Я.И. «О сути доверенности по праву Республики Беларусь (до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»)», «О новеллах в регулировании доверенности по праву Республики Беларусь в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 135-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Правоприменительная практика / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019. 

Форма доверенности и ее удостоверение. Согласно п. 1 ст. 186 ГК «доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое [с учетом требований настоящей статьи (Текст, присутствующий в новой редакции п. 1 ст. 186 ГК, вступающей в силу с 1 февраля 2019 г.)] одним лицом другому для представительства перед третьими лицами [удостоверенное в предусмотренном настоящей статьей порядке (Текст в прежней редакции п. 1 ст. 186 ГК, отсутствующий в ее новой редакции)]».

Из определения следует, что доверенность в белорусском праве может существовать только в письменном виде.

На практике у организации, которой представляют не удостоверенную доверенность, возникает сомнение в подлинности подписи выдавшего ее гражданина (доверителя, представляемого) и нежелание ее признавать без нотариального удостоверения. Однако нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой гражданином для целей, рассматриваемых в данной статье, не является обязательным и может осуществляться только по желанию гражданина.

Можно согласиться с мнением Я. И. Функа, аргументированным в рекомендованных статьях, согласно которому доверенность, выдаваемая гражданином, должна быть удостоверена на основании п. 1 ст. 186 ГК (в обеих его редакциях) и п. 4 ст. 186 ГК.

Согласно ч. 1 п. 4 ст. 186 ГК (с изменением, вступающим в силу с 1 февраля 2019 г.) «доверенности на получение гражданами заработной платы <…>, на совершение иных действий, не требующих нотариальной формы удостоверения, по выбору гражданина удостоверяются нотариально или в соответствии с п. 3 настоящей статьи либо организацией, в которой доверитель работает или учится, организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по месту его жительства.

Таким образом, фразы [с учетом требований настоящей статьи], [удостоверенное в предусмотренном настоящей статьей порядке] указывают на обязательность удостоверения доверенности в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 4 ст. 186 ГК. Следовательно, без такого удостоверения доверенность не соответствует требованиям законодательства. Получается, что без удостоверения гражданин доверенность выдать не вправе.

В то же время организации, упомянутые в ч. 1 п. 4 ст. 186 ГК, в случае обращения гражданина за удостоверением доверенности обязаны удостоверить такую доверенность, если ее содержание не противоречит требованиям ГК и иных законодательных актов (ч. 3 п. 4 ст. 186 ГК).

Доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, вправе удостоверять начальники таких учреждений, их заместители по медицинской части, старшие или дежурные врачи (подп. 1 п. 3 ст. 186 ГК).

Доверенности граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, или проживающих в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, вправе удостоверять главные врачи, их заместители по медицинской части или дежурные врачи указанных организаций, а также начальники госпиталей, руководители (их заместители) учреждений социального обслуживания, руководители (их заместители) соответствующих органов по труду, занятости и социальной защите (подп. 5 п. 3 ст. 186 ГК).

Доверенности, удостоверенные в порядке, указанном в предыдущих двух абзацах, приравниваются к нотариально удостоверенным.

Дата совершения доверенности и срок ее действия. В доверенности должна быть указана дата ее совершения (т. е. выдачи, подписания), если она не указана, доверенность ничтожна, т. е. полномочия по такой доверенности недействительны.

Также следует обратить внимание на срок действия доверенности — он не должен превышать трех лет. Если срок не указан, то доверенность сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения (п. 1 ст. 187 ГК).

Срок действия доверенности указывается цифрами и словами.

Содержание доверенности. Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию доверенности, кроме сроков ее совершения и действия. Очевидно, что для действительности доверенности в ней должны быть указаны сведения о представляемом и представителе, а также о полномочиях, предоставляемых представителю.
В то же время для более точного определения минимальных требований к содержанию доверенности гражданина можно воспользоваться положениями Инструкции о порядке совершения нотариальных действий (Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63) (далее — Инструкция).

Согласно п. 78 Инструкции в доверенности должны быть указаны место и дата ее совершения (подписания), фамилии, собственные имена, отчества и адреса мест жительства представителя и представляемого. В случае, когда в документе, удостоверяющем личность, отсутствует отметка (штамп) о регистрации (прописке) по месту жительства и не имеется свидетельства (справки) о регистрации по месту пребывания, в тексте доверенности отражается, что лицо проживает по адресу, указанному с его слов. Полномочия представителя должны быть изложены ясно и полно.

Аналогичные требования указаны в п. 30 Инструкции о порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным20, которой следует руководствоваться при удостоверении доверенностей организациями здравоохранения, упомянутыми в подп. 1, 5 п. 3 ст. 186 ГК. В данном случае следует также учитывать положения письма Минздрава от 1 июля 2013 г. № 01-4-12/1808 «О некоторых вопросах удостоверения завещаний и доверенностей».

Следует обратить внимание на то, что доверенность может быть разовая (выдается для совершения одного действия) и длительная (выдается для совершения одного или множественности действий в течение некоторого времени).

Это важно
Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, только если уполномочено на это доверенностью (п. 1 ст. 188 ГК).

При предъявлении гражданином доверенности следует учитывать также обстоятельства, вследствие которых доверенность прекращает свое действие.

Основания прекращения действия доверенности

Применительно к рассматриваемым ситуациям представительства по доверенности следует обратить внимание на следующие основания прекращения действия доверенности:

1) истечение срока действия доверенности;

2) отмена доверенности лицом, выдавшим ее;

3) смерть гражданина, выдавшего доверенность, объявление его умершим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим (подп. 1,2, 6 п. 1 ст. 189 ГК).

Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об ее отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, указанным в п. 3 выше (п. 1 ст. 190 ГК).

Заключение

Внимательное отношение уполномоченных работников организации здравоохранения к доверенности, предъявляемой представителем гражданина, ее подлинности, а также содержащейся в ней информации, в частности о предоставленных представителю полномочиях, уточнение у представителя наличия оснований прекращения действия доверенности позволит соблюсти права граждан на сохранение врачебной тайны и выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии их здоровья.

Памятка по удостоверению доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным,  уполномоченными должностными лицами учреждений здравоохранения (п. 3 ст. 186 ГК)

При удостоверении доверенности должностные лица выявляют волеизъявление представляемого и соответствие удостоверяемой доверенности волеизъявлению, а также проводят правовую оценку доверенности и проверяют соответствие содержания проекта доверенности требованиям законодательства.

При удостоверении доверенности должностное лицо устанавливает личность заинтересованного лица по документу, удостоверяющему личность.

При удостоверении доверенности должностное лицо проверяет дееспособность (гражданскую дееспособность) заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося за удостоверением доверенности.

До подписания доверенности заинтересованное лицо должно в присутствии должностного лица лично ознакомиться с текстом документа.

Доверенность должна быть подписана собственноручно заинтересованным лицом в присутствии должностного лица.

Доверенности должны быть написаны ясно и четко, даты, суммы и сроки в тексте обозначаются хотя бы один раз словами. Фамилии, собственные имена и отчества заинтересованных лиц, адрес места их жительства указываются полностью. Подчистки в текстах документов не допускаются.

Доверенности регистрируются в книге для регистрации доверенностей, удостоверенных должностными лицами (п. 5, 813 Инструкции о порядке удостоверения завещаний и доверенностей, приравниваемых к нотариально удостоверенным, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 февраля 2002 г. № 3).

Редакция


893 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

О результатах мониторинга применения контрактной формы найма в госучреждениях здравоохранения

Главный правовой инспектор труда Татьяна Диско, рассказала о результатах мониторинга применения контрактной формы найма на заседании президиума Республиканского комитета...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 256
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок