Получение заключения органа госсаннадзора для целей получения лицензии на медицинскую деятельность

В статье рассмотрен порядок получения заключения территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии помещений и условий для выполнения (оказания) работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, требованиям законодательства с учетом сложившейся ситуации по реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Никитина Екатерина

юрист

1507 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется Министерством здравоохранения.

Перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, указан в п. 26 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение).

Перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 марта 2011 г. № 309.

В соответствии с подп. 326.1 п. 326 Положения для получения лицензии ее соискатель дополнительно к документам, указанным в подп. 15.1–15.4 п. 15 Положения, представляет для работ и услуг, выполняемых (оказываемых) при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению, действующее заключение территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии помещений и условий для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, требованиям законодательства, со дня выдачи которого истекло не более трех месяцев.

Порядок выдачи заключений органами госсаннадзора

Указанные заключения выдаются соискателям лицензии по результатам проведенных процедур государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе, среди прочего, являются:

  • работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
  • объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

Справочно: согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» социальная инфраструктура — комплекс зданий, сооружений социального и бытового назначения, включая здания и сооружения организаций системы образования, культуры, искусства, физической культуры, спорта, здравоохранения, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и иные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

В соответствии с п. 49 Перечня работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения (утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 104), к таким работам и услугам относятся:

  • деятельность организаций, оказывающих медицинскую помощь;
  • медицинская, в т.ч. стоматологическая, практика;
  • прочая деятельность по охране здоровья.

Порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы вышеуказанных объектов определен подп. 10.32 и 10.24.3 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей*, а также регулируется Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы**.

* Утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.
** Утверждено постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1.

По результатам проведенных административных процедур выдаются соответствующие санитарно-гигиенические заключения, служащие основой для подготовки заключения территориального органа государственного санитарного надзора о соответствии помещений и условий для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, соискателя лицензии требованиям законодательства.

Вопросы правового регулирования по Декрету № 7

Тем не менее правоприменительная практика свидетельствует о многочисленных вопросах, возникающих у субъектов хозяйствования (соискателей лицензии) на этапе обращения в территориальные органы государственного санитарного надзора по вопросу выдачи указанных заключений.

Дело в том, что с 26 февраля 2018 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 25 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), утвердивший Общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — Общие санэпидтребования).

Согласно подп. 3.5 п. 3 Декрета № 7 субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Иные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. 

Таким образом, решение указанного вопроса отдано на усмотрение субъектов хозяйствования.

Тем не менее данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при одновременном соблюдении последними двух условий:

  • при обеспечении в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь;
  • при условии обеспечения субъектами хозяйствования нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Общих санэпидтребований Советом Министров Республики Беларусь должны быть определены обязательные для соблюдения специфические санитарно-эпидемиологические требования:

  • к содержанию и эксплуатации радиационных объектов, объектов использования атомной энергии, объектов, являющихся источниками неионизирующего излучения, объектов агропромышленного комплекса и объектов промышленности, деятельность которых потенциально опасна для населения, организаций здравоохранения, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, учреждений образования, санаторно-курортных и оздоровительных организаций, учреждений социального обслуживания, общежитий и иных мест проживания, источников и систем питьевого водоснабжения, а также строящихся и реконструируемых объектов;
  • к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, процедурам их контроля, условиям труда работающих.

Поскольку в настоящее время указанные требования находятся в процессе разработки и утверждения, а оценка помещений и условий для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность, соискателя лицензии требованиям законодательства в рамках подготовки ими документов для получения лицензии для осуществления медицинской деятельности должна производиться в настоящее время, полагаем, что решение указанного вопроса на практике должно осуществляться следующим образом.

Способ разрешения ситуации

В заявлениях субъектов хозяйствования, направляемых в адрес территориальных органов государственного санитарного надзора, целесообразно выражать их намерение по вопросу оценки предполагаемой к осуществлению деятельности на предмет соответствия Общим санэпидтребованиям, а также Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в т.ч. к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях*, введенным в действие с 10 августа 2017 г., а также иных санитарных норм и правил в зависимости от конкретного вида предполагаемого к осуществлению вида деятельности.

* Утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 2017 г. № 73.

Считаем, что в таком случае закрепленные п. 1 Декрета № 7 принципы взаимодействия государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями будут соблюдены при одновременном учете баланса интересов соискателей лицензии, лицензирующего органа и территориального органа государственного санитарного надзора, обязанного обеспечить выдачу соответствующего заключения в рамках действующего законодательства о лицензировании.

Заключение

Аналогичным образом следует решать указанные вопросы при рассмотрении вопроса внесения изменений и (или) дополнений в лицензию в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, либо территории действия лицензии и в иных случаях, предусмотренных Положением. 

1507 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

«Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать»: интервью с директором медицинского центра «КОРДИС» Воронцовой Эллой Вячеславовной

Руководитель. Здравоохранение № 6 (114) 2022
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 4388
• • •

«Живите так, чтобы быть кому-то полезным»: интервью с учредителем медицинского центра «F-Clinic» Н. В. Федюкович

Руководитель. Здравоохранение № 9 (105) 2021
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 6745

Особенности работы с обращениями (видеоматериалы)

Работа с обращениями граждан — это важный аспект деятельности любой организации, особенно в сфере государственного управления и общественных услуг. В условиях цифровиза...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 142
• • •

Нововведения в законодательстве об отходах — 2024

Поможет: держать руку на пульсе изменений в законодательстве об отходах в 2024 г. и организовать деятельность с учетом требований законодательства.
Руководитель. Здравоохранение № 6 (138) 2024
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1095
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок