Декрет № 6: обзор нововведений

С 24 октября 2021 г. вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 6), которым внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5). Рассмотрим, какие нововведения предусмотрены Декретом № 6 и на что необходимо обратить внимание.

Самосейко Владимир

юрист, магистр юридических наук

1543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Декрет № 6 усилил требования к руководящим кадрам и работникам организаций, закрепив в Декрете № 5:

  • право руководителя организации незамедлительно отстранять работников от работы;
  • новое дискредитирующее основание увольнения;
  • порядок приема на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

Рассмотрим каждое из этих нововведений с учетом всех особенностей.

Отстранение от работы

Согласно ч. 1 ст. 49 ТК отстранение от работы — это временное недопущение работника к исполнению своих трудовых обязанностей в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст. 49 ТК.

С 24 октября подп. 3.4 п. 3 Декрета № 5 предоставил руководителю организации право незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-­технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба, до устранения нарушений, а также в случае, если работник призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин.

Руководителю на заметку
В данном случае нововведения как такового нет, поскольку в ч. 5 ст. 49 ТК предусмотрено аналогичное право руководителя. Декрет № 6 лишь актуализировал норму Декрета № 5 об отстранении работника от работы в соответствии с ТК.

Таким образом, в настоящее время Декретом № 5 определены:

  • срок отстранения работника от работы — до устранения нарушений производственно-­технологической, исполнительской и трудовой дисциплины;
  • новое основание отстранения — призыв других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин (данное основание наниматели могут использовать с 30 июня 2021 г.).

Руководителю нужно помнить, что наниматель не вправе самостоятельно, на локальном уровне, закреплять ­какие-либо свои основания, по которым работника можно или следует отстранить от работы, поэтому при возникновении такой необходимости нужно руководствоваться исключительно ТК и Декретом № 5.

Справочно: следует различать недопущение к работе, когда работнику не разрешают приступить к исполнению трудовых обязанностей перед началом рабочего дня (смены), и отстранение от работы, когда работнику запрещают продолжать исполнение трудовых обязанностей уже в течение рабочего дня (смены).

Отстранение работника от работы нанимателем, в т. ч. за противоправное поведение, мерой дисциплинарного взыскания не является. Однако работник может оспорить отстранение от работы в порядке, предусмотренном гл. 17 ТК, согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников» (в ред. от 30.09.2021).


Мнение автора

Несмотря на то, что новое основание отстранения от работы нашло отражение в Декрете № 5 только сейчас, на практике уже возникли вопросы по его применению. Например, что понимать под прекращением трудовых обязанностей без уважительных причин? Кто может оценивать такие причины?

Или что понимать под призывом к прекращению выполнения трудовых обязанностей? Должен ли этот призыв быть совершен на работе и в рабочее время либо достаточно соответствующего сообщения (призыва) в социальных сетях, сделанного в т. ч. в нерабочее время и (или) не на рабочем месте (например, в обеденное время)?

Безусловно, судебная и иная правоприменительная практика со временем даст разъяснения по данным вопросам.


Нанимателю необходимо обратить внимание и на то, что срок отстранения от работы по новому основанию не установлен (в отличие от отстранения за нарушение работником производственно-­технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее или способное повлечь причинение организации ущерба). Поэтому с установлением срока отстранения могут возникнуть вопросы.

Новое основание увольнения

Подпункт 6.141 п. 6 Декрета № 5 дополнен новым основанием, признаваемым дискредитирующим обстоятельством увольнения: нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Руководителю на заметку
Данное основание увольнения предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК.

Данное основание увольнения:

  • не относится к основаниям увольнения по инициативе нанимателя;
  • не требует предварительного уведомления профсоюза;
  • не требует согласия профсоюза;
  • является мерой дисциплинарного взыскания.

При увольнении работника по п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК должны соблюдаться требования гл. 14 ТК. Однако со вступлением в силу Декрета № 6 необходимо дополнительно учесть и нормы данного Декрета.

Сбор, систематизация, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных относятся к понятию «обработка персональных данных», которое предусмотрено в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных».

Важно
До увольнения работника по новому основанию необходимо провести проверку допущенных им нарушений, результаты которой оформить актом (служебной запиской), а также затребовать письменное объяснение работника.

Определение и описание основных форм обработки персональных данных 

Однако обработка персональных данных формально шире перечня действий, приведенного в Законе «О защите персональных данных», и такой перечень не является исчерпывающим.

Так, в п. 3 Положения о порядке технической и криптографической защиты информации в информационных системах, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (утв. приказом Оперативно-­аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 20.02.2020 № 66 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2019 г. № 449», в ред. от 12.11.2021, далее — Положение ОАЦ № 66), под обработкой информации понимаются следующие действия: сбор, накопление, ввод, вывод, прием, передача, запись, хранение, регистрация, уничтожение, преобразование, отображение.

Если взять международный опыт, то в России, например, в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» приведен такой перечень действий (операций) с персональными данными: запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.


Мнение автора

Если сравнить перечни действий с персональными данными, отраженные в названных актах законодательства, то можно заметить, что в п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК и подп. 6.141 п. 6 Декрета № 5 не включены такие действия, как:

  • запись;
  • накопление;
  • уточнение (в виде обновления);
  • извлечение;
  • уничтожение.

В связи с этим может возникнуть вопрос, подлежит ли работник в случае нарушения порядка совершения таких действий увольнению в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК и подп. 6.141 п. 6 Декрета № 5?


На практике может возникнуть ситуация, когда работник совершит одновременно несколько нарушений. В таком случае возникнет вопрос, надо ли их все указывать при описании основания увольнения? Грамотной позицией нанимателя будет ожидание официальных разъяснений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по данному вопросу.


Мнение автора

По мнению автора, в настоящее время в Декрете № 5 и п. 10 ч. 1 ст. 47 ТК закреплена формулировка основания увольнения, которая может породить много спорных вопросов. Автор полагает, что как основание увольнения было бы достаточно указать нарушение порядка обработки персональных данных.


Прием на работу лиц, уволенных по Декрету № 5

Декретом № 6 внесены следующие изменения в порядок приема на работу лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам:

  • дано определение характеристики и установлены требования к ее содержанию и форме;
  • увеличен срок выдачи характеристики;
  • введена обязанность запроса характеристики, а также данных о правонарушениях.

Предоставление характеристики

В примечаниях к ч. 2 п. 9 Декрета № 5 приведены определение характеристики и, по сути, требования к ее содержанию и форме.

Что касается порядка составления и предоставления характеристики, то Декрет № 6 изменил срок ее предоставления. Согласно ч. 1 п. 11 Декрета № 5 срок предоставления характеристики составляет 7 календарных дней с момента получения запроса.

От редакции
Подробнее о составлении характеристики с учетом Декрета № 5 читайте в статье В. Самосейко «Характеристика по Декрету № 5: понятие, требования и порядок выдачи».

Обязанность запроса характеристики

В ч. 1 п. 11 Декрета № 5 запрос характеристики представлен как право нанимателя. Однако в новой редакции п. 11 Декрета № 5, а именно в ч. 2 п. 11 запрос характеристики и некоторых иных сведений предусмотрен как обязанность нанимателя (см. схему).

Схема

Обязанность нанимателя запрашивать характеристику


Особенность запроса характеристики из государственной организации заключается в том, что если местом работы гражданина являлось несколько государственных организаций, то характеристику нужно запрашивать по последнему из них.

Что касается сведений из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности, то такие сведения предоставляются нанимателю бесплатно.


Мнение автора

С 24 октября 2021 г. при приеме на работу в государственные организации наниматель должен запрашивать вышеуказанные документы в отношении всех категорий работников.

При этом предусмотрен запрос характеристики двух видов: с предыдущего места работы и из государственной организации, которая являлась местом работы в течение предшествующих пяти лет. Однако возникает вопрос: а что если гражданин не работал в государственных организациях?

Причем если трактовать новую редакцию п. 11 Декрета № 5 буквально, то получается, что запрос характеристики должен быть выполнен независимо от срока, который прошел с даты увольнения.

В любом случае необходимо отслеживать акты, принятые в развитие указанной нормы, а также официальные комментарии и разъяснения по данному вопросу.


Ответственность

В новой редакции п. 12 Декрета № 5 закреплено, что нарушение предусмотренного данным Декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков выдачи характеристик признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.

Декрет № 5 с учетом изменений, внесенных Декретом № 6, сконцентрировал внимание на соблюдении порядка приема на работу в государственные организации и на руководящие должности.

Усиление контроля и повышение внимания отражаются в возможном привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Так, если виновные действия должностного лица, указанные в ч. 1 п. 12 Декрета № 5, повлекли за собой причинение ущерба государственной собственности или существенного вреда государственным или общественным интересам, то должностное лицо может быть привлечено к ответственности в соответствии с УК.

Справочно: в новой редакции п. 12 Декрета № 5 говорится о нарушениях не руководителя организации, а должностных лиц в целом. Тем самым расширен перечень лиц, неправомерные действия которых признаются грубым нарушением трудовых обязанностей.

В чем же заключается смысл включения нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдачи характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушения сроков выдачи характеристик в разряд грубых нарушений трудовых обязанностей?

До принятия Декрета № 6 законодатель для каждого грубого нарушения трудовых обязанностей предусматривал отдельные, самостоятельные основания увольнения. Так, для руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера, его заместителей основания увольнения отражены в п. 1 ч. 1 ст. 47 ТК, для всех остальных категорий работников — в п. 7 ст. 42 ТК.

Руководителю на заметку
Такое основание увольнения, как грубое нарушение работником трудовых обязанностей, предусмотренное абз. 1 п. 7 ст. 42 ТК, актуально в тех случаях, когда нет специального основания увольнения и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей как основание увольнения обязательно предусмотрено законодательными актами.

Установленное в п. 12 Декрета № 5 грубое нарушение трудовых обязанностей, если оно совершено не руководителем организации, его заместителями, главным бухгалтером, его заместителями, может быть основанием увольнения по абз. 1 п. 7 ст. 42 ТК, если нарушение порядка выдачи характеристики было вызвано виновными действиями работника кадровой службы.

Последствия для работника

Определенные последствия приема на работу в нарушение требований Декрета № 5 предусмотрены и для работников, в первую очередь для скрывших факт своего увольнения по дискредитирующим обстоятельствам.

Наниматель вправе рассмотреть вопрос о прекращении с таким работником трудового договора (контракта) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  • в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44 ТК);
  • в связи с возникновением установленных законодательством ограничений на занятие определенными видами деятельности, препятствующих продолжению работы (п. 7 ст. 44 ТК). 
1543 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме

Привлечение клиентов (гостей). Информационные технологии (Дополнено 23.04.2024)

Здесь вы найдете информацию, которая поможет организовать продвижение и продажи услуг, предлагаемых санаторно-курортной организацией, привлечь больше клиентов в санаторно...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 1374
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок