Как изменять существенные условия труда с 26 апреля 2020 года?

В статье рассмотрены вопросы изменения существенных условий труда на основании Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», вступившего в силу 26.04.2020.

Самосейко Владимир

юрист, магистр юридических наук

7278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

26.04.2020 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143), цель которого — минимизировать  влияние на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации.

В п. 14 Указ № 143 нанимателям (т.е. организациям здравоохранения и санаториям, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, центрам гигиены и эпидемиологии) предоставлено право изменять существенные условия труда (далее — СУТ) работника иначе, чем это предусмотрено ст. 32 ТК.

Указ № 143 разрешил это делать:

  • в связи с обоснованнымипричинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя (дополнительная причина). В соответствии с ч. 1 ст. 32 ТК изменить СУТ работника можно только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами;
  • предупредив работника об изменении СУТ письменно не позднее чем за 1 календарный день. В соответствии с ч. 3 ст. 32 ТК с 28.01.2020 уведомить работника необходимо за один месяц до изменения СУТ.

СУТ, которые можно/нельзя изменять  

Указ № 143 не содержит примерного или полного перечня СУТ, которые допускается изменять работнику в связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя.

Организация здравоохранения, санаторий, центр гигиены и эпидемиологии, вправе изменить работнику СУТ, упомянутые в ч. 2 ст. 32 ТК, в том числе установить дистанционную работу (работу на дому), изменить режим рабочего времени, включая установление неполного, гибкого рабочего времени, разделение рабочего дня на части, изменение начала и окончания рабочего дня (смены), времени обеденного и других перерывов, рабочих и выходных дней, введение суммированного учета рабочего времени и др. (см. разъяснения Министерства труда и социальной защиты).

Нельзя в связи с указанными выше причинами уменьшать размеры оплаты труда работников. Данное СУТ можно изменять только на основании ст. 32 ТК в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, письменно уведомив работника не позднее чем за один месяц. Это единственное исключение из нововведений Указа № 143 в части изменения СУТ.

Также следует помнить о том, что изменение последовательности чередования работников по сменам (ст. 123 ТК) не является изменением СУТ (ч. 2 ст. 32 ТК).

Обоснованные причины неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя  

Обоснованные причины. В Указе № 143 и в других нормативных правовых актах не раскрывается, что следует понимать под причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя и как их следует обосновывать.  По данном вопросу на данный момент отсутствуют также разъяснения Министерства труда и социальной защиты, в том числе здесь.

Исходя из логики, у нанимателя должно быть четкое понимание связи между сложившейся эпидемиологической ситуацией и теми неблагоприятными обстоятельствами, которые явились следствием этой ситуации и вызвали необходимость в изменении СУТ.

В преамбуле приказа об изменении СУТ не достаточно просто указать, например  «в связи с неблагоприятным воздействием возникновения и распространения эпидемии, вызванной инфекцией COVID-2019». Необходимо указать (обосновать), в чем именно выразилось неблагоприятное воздействие эпидемиологической ситуации на деятельность организации здравоохранения, санатория, центра гигиены и эпидемиологии. Эти неблагоприятные обстоятельства и будут теми причинами, которые обосновывают невозможность или нецелесообразность сохранения действующих СУТ и необходимость для нанимателя в их изменении.

Такими обоснованными причинами могут быть, например:

  • уменьшение количества обращений пациентов за платными медицинскими услугами в частную или государственную организацию здравоохранения, за санаторно-курортными услугами в санаторий (отмена записей к врачу, отсутствие или существенное снижение числа обращений за услугами);
  • устойчивая невозможность приобретения изделий, необходимых для оказания услуг в связи с отсутствием поставок данных изделий на рынок Беларуси из-за эпидемиологической ситуации;
  • увеличение числа инфицированных COVID-2019 пациентов, обращающихся в государственную организацию здравоохранения или пребывающих в ней, что влечет необходимость изменения режима оказания медицинской помощи и, соответственно, режима работы работников;
  • приостановление оказания плановой стоматологической помощи или некоторых ее видов в связи с высоким риском заражения пациентов и (или) медицинских работников, связанным с особенностями технологии выполнения той или иной услуги.

Еще раз обращаем внимание, что применение порядка изменения СУТ на основании Указа № 143 будет правомерным при наличии причинно-следственной связи между сложившейся эпидемиологической ситуацией и ее неблагоприятным влиянием на деятельность организации, вызвавшим необходимость у нанимателя изменять СУТ работника.    

Эпидемиологическая ситуация. Примечательно, что термин «эпидемиологическая ситуация» не используется:

  • в Законе Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон о санэпидблагополучии);
  • в Законе Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»
  • в Законе Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении».

В указанных законах используется термин «санитарно-эпидемиологическая обстановка». В ст. 1 Закона о санэпидблагополучии под санитарно-эпидемиологической обстановкой понимается  состояние здоровья населения, факторов среды обитания человека на определенной территории в конкретный период времени. Здесь же под фактором среды обитания человека понимается любой химический, физический, социальный или биологический фактор природного либо антропогенного происхождения, способный воздействовать на организм человека.

Термин же «эпидемиологическая ситуация», кроме Указа № 143, используется преимущественно в подзаконных нормативных правовых актах, например в санитарных нормах и правилах «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217). Однако его содержание здесь не раскрывается.

В связи с тем, что слова «ситуация» и «обстановка» являются синонимами, полагаем, что под эпидемиологической ситуацией можно понимать и санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Срок изменения СУТ

В связи с обоснованными причинами неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя изменить СУТ работника можно предупредив его письменно об изменении СУТ не позднее чем за 1 календарный день.


Пример

Письменное уведомление работнику об изменении СУТ вручено 13.05.2020 (среда). Течение срока уведомления (один календарный день) начинается 14.05.2020 (четверг) и заканчивается 14.05.2020. СУТ работнику могут быть изменены с 15.05.2020 (пятница) при его согласии с продолжением работы с измененными СУТ.

Письменное уведомление работнику об изменении СУТ вручено 15.05.2020. Течение срока уведомления (один календарный день) начинается 16.05.2020 (суббота) и заканчивается 16.05.2020. СУТ работнику могут быть изменены с первого рабочего дня работника, следующего за 16.05.2020.


Указ № 143 vs коллективный договор. За какой срок уведомлять работника об изменении СУТ, если в коллективном договоре организации здравоохранения, санатория, центра гигиены и эпидемиологии указан месячный или более продолжительный срок?

Полагаем возможным применение срока, установленного Указом № 143, в связи со следующим.

Положения коллективного договора принимались до издания Указа № 143, т.е. без учета его норм. Соответственно они не охватывают условия, введенные Указом № 143, который имеет большую юридическую силу по отношению к ТК и коллективному договору, и призван предоставить нанимателю возможность оперативных действий в условиях сложной эпидемиологической ситуации. Кроме того, согласно ч. 1 п. 27 Указа № 143, акты законодательства действуют в части, не противоречащей данному Указу.

В качестве примера похожей ситуации можно вспомнить практику применения Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее — Декрет № 5). После его вступления в силу с 01.01.2015 и по окончание его действие 28.01.2020 применялся семидневный срок предупреждения работника об изменении СУТ. При этом нормы коллективного договора, принятые до вступления в силу Декрета № 5 не применялись.

Соответственно, при намерении увеличить срок предупреждения работника об изменении СУТ, установленный Указом № 143, необходимо внести соответствующие изменения в коллективный договор.

На каких нанимателей распространяется Указ № 143?

Указом № 143 определен перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации (далее — перечень). Значение данного перечня состоит в том, что на организации, осуществляющие перечисленные в нем виды экономической деятельности, распространяются положения Указа № 143, касающиеся отсрочки, рассрочки, налогового кредита по уплате местных налогов, сборов (пошлин), арендных платежей и др.

В п. 14 Указа № 143 право изменять СУТ предоставляется нанимателям без упоминания перечня. Поэтому данная норма распространяется на всех нанимателей.

Срок действия норм Указа № 143

Согласно ч. 2 п. 27 Указа № 143 норма об изменении СУТ действует до особого решения Президента Республики Беларусь. То есть со вступлением в силу нормативного правового акта Президента, отменяющего действие данной нормы, ее нельзя будет применять. 

В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли в приказе об изменении СУТ указывать, что изменения действуют до особого решения Президента Республики Беларусь и, соответственно, после вступления в силу такого решения, происходит автоматическое восстановление СУТ, существовавших до их изменения на основании Указа № 143?

Исходя из формулировки норм абз. 2 п. 14 Указа № 143, сути правового института изменения СУТ, а также того, что неблагоприятные последствия эпидемиологической ситуации могут продолжаться и после вступления в силу «особого решения» Президента, полагаем достаточным указать в приказе об изменении СУТ:

  • в преамбуле — обстоятельства, являющиеся следствием неблагоприятного воздействия эпидемиологической ситуации на деятельность нанимателя, влекущие необходимость изменения СУТ со ссылкой на абз. 2 п. 14 Указа № 143 (при этом иметь документальное подтверждение этих обстоятельств);
  • в распорядительной части — указать условия труда или трудового договора (контракта), которые будут изменены, а также разъяснить правовые последствия отказа работника от продолжения работы с изменившимися СУТ в виде увольнения на основании п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК с выплатой выходного пособия в соответствии с ч. 4 ст. 48 ТК.

Справочно:  согласно ч. 4  ст. 48 ТК  при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка. А в случае прекращения трудового договора по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, по причине установления неполного рабочего времени менее половины нормальной продолжительности рабочего времени, работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее одного среднемесячного заработка.

Исходя из сегодняшнего состояния правового регулирования изменения СУТ, можно заключить, что после вступления в силу «особого решения» Президента для восстановления работнику СУТ, существовавших до их изменения на основании абз. 2 п. 14 Указа № 143, необходимо будет руководствоваться ст. 32 ТК, если только указанное  «особое решение» не урегулирует этот вопрос иначе.

 



 

7278 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •

Профсоюз проводит общественный контроль соблюдения трудовых прав медиков

Главным правовым инспектором труда Минской городской организации БПРЗ Аллой Авдеенковой в рамках осуществления общественного контроля особое внимание уделяется вопросам с...
Shape 1 copy 6Created with Avocode. 78
5
Задать вопрос в редакцию
Заказать звонок